Подписаться
На главную О нас Услуги Сферы Проекты Вакансии Аналитика Контакты

Факторы развития гостиничного бизнеса

Развитие той или иной отрасли зависит от целого ряда факторов. Гостиничный сектор не является исключением. Перечисляя факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие гостиничной отрасли, необходимо, прежде всего, разграничивать факторы, обусловленные местом гостиничного сектора в системе экономических связей и специфические условия функционирования отрасли в конкретной стране. Основной группой факторов являются экономические факторы (общее состояние экономики, финансовая стабильность, развитость туристичекого сектора, инвестиционная привлекательность, средний доход на душу населения, уровень безработицы, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты, наличие сильной конкуренции со стороны стихийного рынка апартаментов и квартир и др.).  Макроэкономические показатели в украинской экономике в целом создают картину устойчивого экономического развития. По данным Госкомстата прирост ВВП за  период январь-апрель 2007 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года составил 7,9%. Неуклонно растет доля сектора услуг в ВВП – 38%. Положительная динамика перечисленных показателей соответственно сказывается и на сфере гостиничных услуг. В 2006 году объем реализации услуг, предоставленных гостиницами и другими объектами для краткосрочного проживания в Украине, составил 2 млрд. 47 млн.грн. (в рыночных ценах), что на 35% больше, чем в 2005 год.

Вместе с тем важную роль в развитии отрасли по отношению к внутреннему потребителю также играют социальные и социально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов, уровень образования, культуры, эстетические потребности населения, образ жизни, возрастная структура, соотношение городского и сельского населения (городское население более подвижно), уровень преступности, развитие туризма,  возрастающая потребность в отдыхе вследствие увеличения стрессовой нагрузки и т.п. Особое место среди этих факторов отводится увеличению объемов делового туризма как следствию роста деловой активности как отечественных, так и иностранных предпринимателей. Увеличение количества деловых переговоров и их уровня организации, вследствие повышения инвестиционной привлекательности Украины, стимулирует развитие гостиничных комплексов класса «люкс», включающих в себя инфраструктуру, обеспечивающую переговорный процесс. Следует отметить, что расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок бизнес-туризм круглогодично обеспечивает загрузку гостиничных предприятий, что особенно важно в период межсезонья. Во времена любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы. В среднем, обслуживание корпоративных бизнес-туристов приносит гостиницам до 40-50% дохода и значительно способствует повышению их конкурентоспособности. Такие показатели характерны именно для бизнес-отелей с развитой инфраструктурой соответствующих услуг

Особое влияние оказывает также и демографический фактор. В этом аспекте особенно важны тенденции изменения численности населения, коэффициенты рождаемости и смертности, естественного прироста, миграционные явления. Количество населения, его состав и структура оказывают непосредственное влияние на формирование потребительских сегментов гостиниц, а также их предпочтений. На сегодняшний день в Украине имеет место отрицательная тенденция изменения численности населения и довольно высокая миграционная активность.

Важной особенностью гостиничных услуг, отличающей их, прежде всего от услуг промышленности, где в большей степени используются машины и автоматы, является широкое участие людей в производственном процессе. Вовлечение человеческого фактора оказывает сильное влияние на неоднородность, изменчивость качества и связанный с ними недостаток стандартизации, что представляет одну из важнейших проблем в сфере развития гостиничных услуг. Для решения этой проблемы на многих гостиничных предприятиях введены стандарты обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания потребителей гостиничных услуг, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех  производимых операций. Основной проблемой в Украине на сегодняшний день является нехватка квалифицированного персонала. Хотя подготовку по специальности «Гостиничное дело» осуществляют больше ста высших учебных заведений страны, она оторвана от действительности. Идеальным вариантом при подготовке кадров для предприятий гостиничного комплекса является производственная практика, желательно на одном и том же предприятии в различных службах, в результате чего студент может выбрать отдел, в котором он будет в дальнейшем работать, а гостиница обеспечивает себя подготовленными кадрами, знакомыми с устройством предприятия и способными эффективно работать, начиная с первых дней своей карьеры.

Определяющее воздействие на развитие гостиничного сектора оказывает правовая сфера. Посредством принятия законодательных актов, регламентирующих деятельность субъектов гостиничной отрасли, создается нормативно-правовая база: налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др. В особую рубрику можно вынести проблемы, связанные с решением вопросов выдачи земельных участков. В Украине сегодня сложилась неоднородная ситуация в этом плане. В Киеве уже сегодня наблюдается дефицит строительных площадок, а также трудности, связанные с процессом их документального оформления. В регионах земельные участки можно купить значительно дешевле, проще решаются многие вопросы. Наиболее интересны в плане реализации проектов крупные города – Одесса, Харьков, Донецк, Днепропетровск,а также Крым, как один из курортных центров Украины.

Определенное воздействие на структуру туристических потоков, а следовательно и на конъюнктуру на рынке гостиничных услуг, оказывает политическая обстановка в стране. Украинская политическая сфера в 2007 г. характеризуется непредсказуемостью событий, что в определенной степени сказывается на внешнеэкономических отношениях с другими странами. Например, в курортном сезоне 2007 года в Крыму прогнозируют уменьшение доли туристов из России и увеличение доли европейских приезжих. Это связано с тем, что на фоне неоднозначных отношений Украины и России многие туристы опасаются закрытия границы и ввода загранпаспортов.

Помимо общих факторов на экономику гостиничной отрасли сильное влияние оказывают и ряд специфических факторов. В Украине таким мощным толчком к развитию гостиничного сектора является грядущая организация чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Для того чтобы соответствовать требованиям УЕФА, Украине до 2012 года необходимо построить 16 пятизвездочных гостиниц.  По условиям футбольной федерации, при проведении чемпионата Европы по футболу 2012 года только в столице Украине должно быть 5-10 гостиниц класса «пять звезд» (сейчас 2) и до 30 гостиниц класса «четыре звезды» (сейчас 8). Городами, принимающими чемпионат, станут Киев, Днепропетровск, Донецк и Львов.А также рассматриваются принимающими Одесса и Харьков. По словам начальника отдела организации и координации деятельности объектов размещения Главного управления коммунального хозяйства Киевской горадминистрации Юрия Галушки, в настоящий момент отели украинской столицы позволяют принять 15,5 тысячи человек, в регионах существующий уровень отелей и номерной фонд не смогут удовлетворить потребности для проведения чемпионата. Например, Донецк может предложить услуги всего 19 отелей, Львов — 38, в Днепропетровске — всего 40 отелей должного уровня. Наиболее дефицитной категорией во всех городах являются трех-, четырехзвездочные гостиницы на 150–200 мест с развитым конференц-сервисом и стоимостью проживания до 100 долларов в сутки.

Таким образом, в течение ближайших лет прогнозируется оживление инвестиционной активности в гостиничном секторе Украины. За последние два месяца был заявлен приход на украинский рынок иностранных операторов с мировым именем (Accor Group, InterContinental Hotels Group). Также происходит активизация иностранных операторов, уже занявших определенное место в сфере гостиничных услуг Украины и активизация в сфере недвижимости по  подбору обьектов для  реконструкции под новые гостиничные комплексы.