Франчайзинг в гостиничном бизнесе Украины

На сегодняшний день, в Украине сложилась  парадоксальная нерыночная ситуация, когда спрос на гостиничные услуги по всем показателям и прогнозам превышает существующие предложение. Рынок гостиничной недвижимости в Украине характеризуется низкой активностью предложения, спросом, дефицитом качественных номеров и высоким уровнем загрузки существующих гостиниц.

Это обуславливается рядом факторов. Основным фактором является дефицит девелоперского опыта в реализации гостиничных проектов. Гостиничный бизнес является капиталоемким (в зависимости от объекта строительства, его качества и общей рыночной конъюнктуры, период окупаемости проекта может составлять до 15 лет) ,а  инвестиции в гостиничную отрасль украинскими инвесторами рассматриваются как малопривлекательные .Гостиничный бизнес требует значительных знаний и опыта, которого не хватает многим украинским застройщикам. Также сказывается нехватка суммарного номерного фонда в массовом среднем ценовом сегменте .

Однако, эти и другие причины, не мешают индустрии гостиничного бизнеса, быть одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики  Украины. Туристический поток увеличивается с каждым годом на 19-25%.  В 2006 году Украину посетило около 19 млн. иностранных туристов,  сравнительно с 2005 годом туристический поток возрос на 7%.  По данным Государственной службы туризма и курортов, туристический поток в Украину по итогам первого полугодия 2007 года увеличился на 27%.   В общей сложности страну за 6 месяцев посетило 9,5 млн. туристов,  количество людей, посетивших Украину за первые 6 месяцев текущего года, возросло почти на 2 млн.. По сравнению с 2006 годом он увеличился в два раза и составлял 500 000 лиц.

Динамика развития гостиничного сектора с 2000г:

По количеству, жилой площади и количеству номеров

Год Кол-во предприятий гостиничного типа Количество номеров Жилая площадь всех номеров, тис. м2
2000 1308 51012 949
2001 1258 49966 948
2002 1254 51107 977
2003 1218 50412 998
2004 1192 50414 1012
2005 1232 51686 1072
2006 1269 53646 1120

*По данным Госкомстата Украины

По строительству  и реконструкции гостиниц и других объектов размещения (2005-2006 гг. )

Год Кол-во объектов строительства Кол-во объектов реконструкции Общее кол-во
2005 165 334 499
2006 290 359 649

Несколько лет подряд рынок гостиничного сектора находился в ожидании прихода международных профессионалов франчайзинга, так как   франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации  и развития гостиничного бизнеса.

В настоящее время в Украине активизировались рост инвестиций в развитие гостиничной сферы и на  сегодняшний день, на украинский рынок вошли и планируют выйти такие международные бренды как Radisson, Inter-Continental, Hyatt International, Hilton, Sheraton Hotels & Resorts , Marriott International,  Accor Group, Hilton,  InterContinental, Magic Life, Rixos , Kempinski Hotels&Resorts, Continent Hotels & Resort, Park Inn  . Orbis , Rival Hotels, Comfort Green Hotels Holiday Inn  и др.

Также стал возможным приход на рынок международных сетей Это стало возможным по причине  следующих перспектив в  развитии гостиничной  индустрии:

  • проведение молодежного футбольного чемпионата УЕФА в 2009 г. в Донецке;
  •  проведение ежегодного заседания Европейского Банка реконструкции и развития в 2008 г. в Киеве;
  • проведение  совместно с Республикой Польша финальной части чемпионата по футболу УЕФА в 2012 г. Принимающие города: Киев, Донецк, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков (возможно и Ивано-Франковск);
  • Открытие границ, безвизовый въезд в Украину представителей стран ЕС, Швейцарской Конфедерации, Княжества Лихтенштейн и Японии;
  • Принятие закона  “Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине“.

В настоящий момент на Украине также присутствует один национальный оператор «Premier Hotels» который представлен 7 гостиницами в разных городах Украины, объединяющий категории 4 и 5 звезд,. и  одна национальная управляющая компания Premier International,  которая представляет гостиничную сеть — Premier Hotels,

Австрийский инвестиционный фонд Sparkassen Immobilien, который входит в состав немецкой финансовой группы Erste Bank Group, в июле заявил о планах строительства в Киеве двух 5 звездных гостиниц. В Киеве, Львове, Харькове, Днепропетровске и Донецке будут построены четырехзвездочные гостиницы и отданы в управление Marriott (сеть Marriott обьединяет 2,9 тыс. отелей в 67 странах мира

В сентябре 2007 года открылся 5звёздочный отель на 234 места Hyatt RegencyKiev,. Руководство Hyatt International, сообщило о планах открыть второй объект под этим брендом.

Значительно активизировалась на украинском рынке в  этом году Rezidor( является франчайзером брэндов Radisson SAS, Regent, Country Inn., Park Inn. и Missoni ).Оператор управляет четырехзвездным отелем Radisson SAS в Киеве. Также Rezidor подписала договор на управление 5 звёздочной гостиницей Radisson SAS Airport Hotel Kiev (аэропорт Борисполь)  и соглашения с девелоперскими компаниями «Дубль W» и «Недвижимость столицы» (НЕСТ) об управлении гостиничным комплексом Radisson Paradiso Big Yalta на Южном берегу Крыма, в Мисхоре. Кроме того, компания заявила о намерении построить сеть отелей Park Inn. в городах с населением свыше 500 тыс. человек.По информации главного архитектора Днепропетровска Юлии Саенко ,  компания Rezidor, намерена построить в городе сразу два 3-4 звёздочных отеля . Rezidor Hotel Group объединяет 302 отеля на более чем 62 тыс. номеров в 47 странах мира.

В скором времени планируется  открытие отеля Hilton на бульваре Тараса Шевченко,

Accor Group – крупнейшая гостиничная сеть в Европе(объединяет 3,8 тыс. отелей более чем в 100 странах мира,владеет 26 торговыми марками-Sofitel, Mercure, Ibis, Etap, Formule 1)  также намерена выйти на украинский рынок Accor Group заключила договор с инвестиционно-девелоперской компанией "XXI век" об управлении, а также долевом участии в строительстве 13 отелей. Международный гостиничный оператор будет управлять четырьмя 5звёздочными отелями в Киеве с общим номерным фондом свыше тысячи номеров и  еще девяти 3звездными гостиницами в городах, в которых пройдут матчи Евро-2012.

Как известно, в ближайшее время выйдет на рынок Украины мировая сеть гостиниц  InterContinental.

Турецкая сеть Rixos активно развивается на украинском гостиничном рынке. Компания представлена гостиницей Rixos Hotels Prikarpatye.

Международная сеть отелей Kempinski Hotels&Resorts ведет переговоры о участии в нескольких 5звёздочных отелей в  Киеве,Харькове, Ялте и Одессе.

Немецкий отель - оператор Magic Life , управляющий отелями  работающими по системе "все включено" в шести странах  мира (Тунис, Египет, Греция, Турция, Болгария, Австрия) также рассматривает вход на Украину.

Возможность выхода  на гостиничный рынок Украины  не исключают  Sheraton Hotels & Resorts , Continent Hotels & Resort, Rival Hotels, Comfort Green Hotels, Holiday Inn и др.

Спрос рождает предложение — это закон рынка. Рост туристической привлекательности Украины и, соответ­ственно, спрос на гостиничные услуги, определил украинский гостиничный рынок на 7-м Международном  гостиничном инвестиционном форуме, одним из самых перспективных  в Восточной Европе. Международные франчайзеры, безусловно, принесут в Украину новые стандарты работы, но взамен  они ожидают комфортные условия для зарубежных инвесторов по усовершенствованию законодательства, развитию инфраструктуры, повышения качества туристических услуг. И главное, это надежного партнерства, так как некоторые международные бренды с легкостью входящие в гостиничный бизнес многих стран, не могут с первого раза войти на рынок Украины или имеют отрицательный опыт. Это связано прежде всего с непониманием правил организации бизнеса по-украински,  отсутствием  надежного партнера  или вхождением на рынок  при помощи компаний не владеющих  основами организации и развития бизнеса. Конечно же, хочется пожелать потенциальным украинским франчайзерам изучения основ и международного опыта ,чтобы их многочисленные и неуверенные попытки выйти на рынок, увенчались успехом,  а украинским предпринимателям изучить, что такое франшиза и зачем ее покупать.