Франчайзинговые возможности в Украине

На сегодняшний день в украинском гостиничном секторе действует всего один национальный гостиничный оператор и несколько международных. Текущая ситуация ясно говорит о том, что использование франчайзинга в развитии отельного бизнеса в Украине является очень привлекательным. Об этом также свидетельствуют и такие черты сферы, как ненасыщенность рынка гостиничных услуг при большой доле гостиниц, стандарты предоставляемого сервиса которых ниже западных, с одной стороны, и почти полное отсутствие организованных центров бронирования, позволяющих одновременно бронировать места в различных отелях, расположенных в любой точке Украины, с другой.

Анализируя деятельность единственной украинской гостиничной сети (Premier Hotels) и международных гостиничных сетей, присутствующих на Украине (Radisson SAAS, Rixos и др.), можно выделить два варианта развития гостиничного бизнеса с использованием франчайзинга в Украине.

Первый вариант развития заключается в использовании франшизы международной гостиничной сети. Основной категорией постояльцев такой гостиницы будут туристы из стран запада, как деловые, так и обычные. Как известно, поток делового и обычного туризма в Украину из западных стран возрос. Очевидно, что иностранный турист предпочтёт забронировать места в гостинице заранее и через известного ему гостиничного оператора, гарантирующего привычный уровень услуг. Такие мировые гостиничные сети, как Hilton Hotels, Hayatt International, Kempinski уже выходят на украинский рынок. Каждый международный гостиничный оператор входит в гостиничную сферу Украины, выбирая наиболее привлекательные туристические районы: Rixos – Карпаты, Radisson SAS – Киев. Kempinski рассматривает выход на рынок Украины в одном из следующих городов: Киев, Одесса, Харьков, Ялта. Поэтому покупка франшизы гостиничного оператора с мировым именем в самом начале его появления на Украинском рынке позволит занять более привлекательную нишу внутри данной сети, чем при покупке во время её дальнейшего развития в Украине. Отметим, что международные операторы, рассматривающие выход на украинский рынок часто сталкиваются с непониманием в переговорах с украинскими партнёрами и невозможностью контролировать степень риска.

Второй вариант развития отельного бизнеса в Украине с использованием франчайзинга заключается в участии или создании национальных гостиничных сетей. На сегодняшний день в Украине действует единственная гостиничная сеть – Premier-Hotels. В её состав входят 6 гостиниц: «Премьер Палас» (5ть звёзд, г. Киев), «Лондонская» (4 звезды, г. Одесса), гостиница «Ореанда» (уровень 4 звезд, г. Ялта), «Днистер» (уровень 4 звезд, г. Львов), «Star» (уровень 4 звезд, г. Мукачево), «Cosmopolit» (уровень 4 3вёзд, г. Харьков). Характерной чертой созданной гостиничной сети является то, что она основывается на уже функционирующих до момента вступления гостиницах, каждая из которых имеет свой характер и довольно весомые особенности: начиная от стиля и условий предоставляемых услуг и заканчивая тарифной политикой. Несмотря на общую систему бронирования, каждая входящая в её состав гостиница старается выделиться и оставаться как можно более независимой в принятии решений. Такая форма организации позволяет позиционировать гостиницу как отдельно, так и как часть гостиничной сети.

Сегодня также рассматривается создание гостиничных сетей, управляемых единым гостиничным оператором и в других сегментах гостиничного сектора. Например, донецкая пятизвёздочная гостиница «Донбасс Палас» рассматривает возможности выхода на рынок Киева и Ялты, и как следствие создание собственного гостиничного оператора с унифицированными стандартами и тарифами в сегменте 5 звезд. Отметим, что при развитии нескольких гостиниц не менее привлекательным является создание национальной гостиничной сети в сегменте 3 звезды и менее с полностью унифицированными стандартами, покрывающей обширную территорию Украины, а также имеющей централизованную систему бронирования. Постояльцами данной сети будут как граждане Украины, так и иностранные туристы. Основным преимуществом данной сети будет максимальная унификация стандартов и, ввиду отсутствия конкурентов, такая гостиничная сеть станет самым привлекательным выбором для делового и неделового туризма в Украине. Как следствие, сократятся сроки окупаемости и ускорится развитие сети в целом и каждой гостиницы в отдельности. На сегодняшний день это самый свободный и востребованный сегмент гостиничной отрасли Украины, но главная сложность заключается в том, что такое развитие, очевидно, требует больших капиталовложений. В гостиничной сфере Украины ещё не реализовывалось ни одного такого проекта.

Кроме действующей гостиничной сети Premier Hotels в Украине создаются и другие гостиничные операторы, но новизна франчайзинга для рынка и неопытность бизнесменов сулит ещё долгий путь развития для соответствия международным стандартам. Например, отель Отрада (г. Одесса, уровень 5 звёзд) заявляет о себе, как о гостиничном операторе, но о создании гостиничной сети говорить рано, так как на сегодняшний день именем «Отрада», как гостиничного оператора, пользуется лишь сам отель.

Использование франчайзинга при развитии гостиничного бизнеса в Украине – это, в первую очередь, получение конкурентного преимущества. С одной стороны, отсутствует сеть гостиниц, управляемая каким-либо оператором, с абсолютно унифицированным уровнем сервиса и тарифной политикой. С другой стороны сегодня даже системы бронирования, позволяющие одновременно и легко забронировать номера в любой точке Украины, малоразвиты. В большинстве случаев постояльцу приходится искать и бронировать места в каждой отдельно взятой гостинице, которые очевидно имеют разные условия, уровни сервиса и тарифную политику. Поэтому вхождение в гостиничную сеть, управляемую единым оператором, увеличит конкурентную привлекательность, а создание оператора общенациональной гостиничной сети подымет её на уровень,  безусловно опережающий конкурентов.