Инвестиционный проект: Украина

Украина вступает в 21 столетие государством, которое динамично развивается и стремится более активно включиться в общественно-экономические процессы современного мира, интегрироваться в европейское сообщество.

На протяжении последних четырех лет экономика Украины характеризуется ростом ВВП темпами, значительно высшими, чем среднеевропейские. В 2003 году ВВП Украины увеличился относительно 2002 года на 9,4% (в 2000 году – 5,9%, 2001 году – 9,2%, 2002 году – 5,2%), что в 10 раз больше среднего темпа роста ВВП стран Европейского Союза. Прогнозируется продолжение этой положительной тенденции: в 2005 – 2015 годах среднегодовой прирост прогнозируется на уровне 6,0 - 7,0%, что в 1,5-2 раза выше, чем вообще в странах ЕС.

Положительной тенденцией, которая обеспечивает высокий показатель экономического роста, является значительный (вдвое выше, чем прирост ВВП) рост прямых иностранных инвестиций, который начался еще в 2000 году и длится до сих пор (2000 год – 18,1%, 2001 год – 17,6%, 2002 год – 20,1%, 2003 год – 23,0%) и инвестиций в основной капитал (прирост которых на протяжении последних четырех лет происходил на уровне 8,9-31,3%). Несмотря на рост прямых иностранных инвестиций в экономику Украины, их доля в ВВП составляет лишь 2,1% (2001 год), тогда как в странах, которые в 2004 году присоединились к ЕС, она составила 9,8% (Эстония), 8,7% (Чешская Республика), 7,2% (Словакия).

Так, по последним данным, за время независимости Украина получила из стран Евросоюза более 4,2 миллиардов долларов прямых инвестиций, что составляет 57,5%. Более трех четвертей от этой суммы вложили Кипр(25,6% евросоюзных инвестиций в Украине), Соединенное Королевство (17,6%), Германия(12,7%), Нидерланды (12,1%) и Австрия (7,2 %). Несмотря на высокие макроэкономические показатели и впечатляющий рост, некоторый прогресс в рыночных и структурных реформах, а также ожидаемые принципиальные изменения политического, экономического и социального климата в стране под влиянием «оранжевой» революции, которая открыла миру неизвестную, демократически сознательную Украину, наша страна находится перед неизбежной необходимостью выработки и реализации доктрины неуклонного повышения привлекательности и конкурентоспособности в контексте действия мощных сил и глобальных тенденций в мировой экономике.

Судя по первым шагам нового политического руководства страны, улучшению инвестиционного климата уделяется особое внимание. В своей программе деятельности правительство взяло на себя обязательства обеспечить предоставление равных и выгодных возможностей как собственным, так и зарубежным инвесторам, а также защиту их прав. Планируется создать законодательные гарантии господства принципов корпоративного управления предприятиями в интересах прежде всего своих и иностранных миноритарных акционеров, убрать различия в системе регистрации и регулирования внутренних и внешних инвестиций, упростить сами регистрационные и регуляторные процедуры, облегчить движение капитала и полученной прибыли и, наконец, создать совет инвесторов при президенте Украины с участием иностранных капиталовкладчиков.

Особенно привлекательными для инвесторов должны стать новые налоговые правила. Наряду с отменой многочисленных льгот  налогообложение должно, по мнению политических лидеров, стать прозрачным и однозначным, что сделает невыгодным как уклонение от уплаты налогов, так и подкуп должностных лиц с целью уменьшения налоговой нагрузки. Предпринимаются также некоторые конкретные меры по устранению бюрократически-коррупционных препятствий для инвестирования. Прежде всего, имеется в виду широкомасштабная административная реформа, которая должна обеспечить более совершенные организационные формы управления в стране, сокращение (а в идеале - полное исключение) в системе управления числа руководителей и контролирующих органов с непонятными, часто дублирующими, полномочиями и непомерными аппетитами и т.д.

Декларированные и предпринятые меры по созданию климата открытой и честной конкуренции в развитии предпринимательства в Украине не преминули дать положительные результаты и на международной арене. Одобрен план действий «Украина – ЕС», в Конгрессе США представлен законопроект об отмене поправки Джексона-Веника в части, касающейся Украины, появились реальные перспективы вступления страны во Всемирную организацию торговли уже в текущем году, на очереди признание за Украиной статуса страны с рыночной экономикой. В настоящее время в Украине складываются весьма привлекательные перспективы для зарубежного инвестирования в те отрасли, которые являются наиболее важными для ее экономического развития. Это прежде всего энергетика, металлургия и машиностроение, строительство и транспорт, туризм и сфера услуг, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Наиболее проблематичной остается энергетическая отрасль. С одной стороны в Украине самый высокий в Европе уровень энергоемкости ВНП, что заставляет правительство искать и поощрять инвестиции в проекты по энергосбережению. Ясно, что здесь не обойтись без модернизации и технологического обновления существующих мощностей, впрочем, как и без перевода их на рельсы рыночной конкуренции, что также открывает широкие возможности для инвесторов. Средства и опыт европейских инвесторов позволили бы в кратчайшие сроки вывести на самый современный уровень эту отрасль и получить при этом быструю и высокую прибыль. Специалисты предсказывают большое будущее в Украине по реконструкции существующих и строительству новых малых и средних ГЭС,  ветряных, солнечных и биологических установок, когенерации и других современных технологий использования природного газа, наращивание транзитного потенциала Украины по транспортировке энергоносителей.

Большой инвестиционной привлекательностью обладают украинские металлургические предприятия, многие из которых являются уникальными. Новое правительство страны взяло курс на возрождение отрасли с учетом интеграционных интересов Украины в ЕС. Не исключено, что некоторым из предприятий в ходе реконструкции придется перепрофилироваться, чтобы избежать острой конкуренции с немецкими и итальянскими металлургами и занять наиболее выгодное для себя положение в структуре металлургического хозяйства Евросоюза. Можно с уверенностью сказать, что теперь зарубежные инвесторы получат исключительную возможность соревноваться наравне за участие в возрождении многих гигантов украинской металлургии. По мнению экономистов, для возрождения украинской металлургической промышленности нужно не меньше 7 млрд. долларов, а такая тесно связанная с металлургией и целиком от нее зависимая  высокотехнологическая отрасль как машиностроение, включая одно из самых передовых в мире ракетостроение, может освоить еще 5,1 млрд. долларов

Надежным и долгосрочным заказчиком для металлургических и машиностроительных предприятий Украины могли бы стать Николаевский, Керченский и другие судостроительные заводы, обладающие мощной производственной базой, современными технологиями и опытными специалистами. Серьезные инвестиции в судостроение кроме предоставления работы тысячам жителей приморских областей, принесут и огромные прибыли инвесторам.

Украина остается преимущественно сухопутной державой в самом центре Европы с весьма разветвленной системой шоссейных дорог протяженностью почти 170 тыс. километров, масштабы и значение которой прямо противоположны качеству самих магистралей. Не менее важной и масштабной является железнодорожная сеть, где более половины из почти 22,5 тыс. километров не электрифицированы. И это притом, что страна импортирует нефтепродукты, но экспортирует электроэнергию. И если последние годы показали, что с проблемами железных дорог украинские транспортники в состоянии справиться сами, то разрыв между мировыми и украинским стандартами в технологии строительства шоссейных дорог требует значительных инвестиций, особенно если учесть объемы работ и сжатые сроки.

К сожалению, пустуют и большинство из более 700 аэропортов Украины, хотя страна располагает современным самолетостроением, и при наличии средств могла бы создать флот небольших экономичных машин и восстановить весьма прибыльные внутренние авиаперевозки.

Пожалуй, самые масштабные задачи стоят сейчас перед строительной индустрией Украины, особенно в строительстве жилья и объектов культурного, бытового и административного назначения.  В ближайшем будущем квалифицированная рабочая сила в этой отрасли Украины будет оставаться существенно дешевле мировых стандартов, что делает инвестиции в строительные проекты в стране чрезвычайно выгодными. Безусловно, придание украинским городам и селам пристойного архитектурного вида потребует огромных капиталовложений в строительство, реконструкцию и технологическую модернизацию предприятий по производству строительных материалов. В свою очередь правительство обещает наладить систему цивилизованного кредитования физических  лиц и предприятий, что обеспечит рост спроса на строительные услуги на рынке, которые будут включать не только выполнение монтажных и отделочных работ непосредственно на стройплощадке, но и целый комплекс услуг по проектированию, правовому и финансовому сопровождению и обеспечению от подписания контракта до вручения ключей.

Сфера услуг в том ассортименте и того качества, которые приняты в развитых странах мира, в Украине находится на стадии становления. Значительная часть этого сектора связана с мелким предпринимательством или частной предпринимательской деятельностью и составляет низшую ступень пирамиды теневой экономики. Новое правительство высказало серьезные намерения максимально облегчить предпринимательскую деятельность и взять под защиту мелкий и средний бизнес. Это бесспорно поможет легализовать значительную часть теневой сферы услуг, повысить конкуренцию на рынке, а, следовательно, расширить ассортимент и улучшить качество обслуживания. Неизбежно возрастет и спрос на капиталовложения, что позволит инвесторам, в том числе и зарубежным, найти выгодные проекты для своих средств.

Важной отраслью экономики Украины во все времена оставался туризм. Уникальные исторические памятники и объекты природы, которыми так богаты все регионы страны, всегда привлекали сотни тысяч любознательных путешественников со всех концов бывшего Советского Союза и других государств. Наиболее популярными регионами для развития этой отрасли оставались столица, Черноморское и Азовское побережье и Карпаты. Справедливости ради следует отметить, что в наследство от союзного хозяйства Украине досталась достаточно развитая и современная по меркам шестой части суши инфраструктура гостиничных и оздоровительно-развлекательных объектов.

Однако политические, а еще больше экономические, причины заставили основную массу потенциальных клиентов экономить семейные бюджеты и отказаться от путешествий к морю или в горы, что привело к серьезному кризису в отрасли в первой половине девяностых. В то же время спад в отрасли вызвал снижение цен на гостиницы, пансионаты и другие объекты туристического бизнеса в Украине, что привлекло первую волну инвесторов. Более двух с половиной тысяч километров морского побережья Украины предлагают сегодня инвесторам самые разнообразные возможности от строительства фешенебельных дорогих гостиниц и туристических комплексов с бассейнами, полями для гольфов и другими первоклассными аттракционами до гостиниц среднего уровня и скромных сезонных кемпингов, рассчитанных на массового клиента. Ориентируясь на состоятельных туристов нужно быть готовым вступить в конкуренцию с туристической индустрией других стран Черноморского и Средиземноморского бассейнов и предложить качественно новые услуги, и существенно более низкие цены. Более прибыльными для инвесторов в украинской зоне могут оказаться проекты, рассчитанные на массового клиента с невысоким уровнем дохода, причем не только с Украины, но и туристов из дальнего зарубежья путем предоставления качественных базовых услуг по более низким ценам. Выгодным капиталовложением в курортную зону Карпат могут стать инвестиции в строительство не только крупных, но и мелких центров зимнего отдыха с лыжными трассами на многочисленных склонах и небольшими гостинично-ресторанными комплексами. В летний сезон в Карпатах неплохую прибыль принесут инвестиции, вложенные в разработку пешеходных, велосипедных, конных маршрутов, а также экстремальных видов отдыха и спорта, таких как скалолазание, рафтинг и др.

В последнее время в Украине становится популярным лечебно-оздоровительный туризм. Недорогие, но качественные медицинские услуги, минеральные воды и лечебные грязи (зачастую уникальные), соляные пещеры и фитотерапевтические процедуры привлекают все больше пациентов не только из Украины и стран СНГ, но и из высокоразвитых государств с дорогостоящим медицинским обслуживанием. И, наконец, не следует забывать о культурно-исторических связях и интересах тех или иных стран в Украине. Так, например, следует ожидать, что туристические объекты Крыма вызовут наибольший интерес у инвесторов из Великобритании, России и Турции, греческие бизнесмены, безусловно, проявят большой интерес к Одесскому региону, а Канада и Соединенные Штаты – к Западной Украине.

Несмотря на не совсем благоприятный инвестиционный климат в Украине в предыдущие годы, многие иностранные инвесторы (и не только кипрские) все же рискнули начать свой бизнес в Украине. Целесообразность инвестирования в украинскую экономику доказывает пример американских компаний. Около 1200 фирм США разместили свои прямые инвестиции в Украине в течение более десяти лет независимости страны, около 700 из них – в форме совместных предприятий. В их числе такие известные компании как «Боинг», «Кока-Кола», «АИГ», «Проктер энд Гэмбл», «Джон Дир», «Крафт Фудс», «Карджилл» и др.

Впечатляет успех компании «АИГ», которая учредила в Киеве, пожалуй,  первую в Украине иностранную страховую фирму «АЛИКО», которой полностью владеют зарубежные инвесторы. Этот пример интересен еще и тем, что страховой бизнес в Украине пока не является самым прогрессирующим сектором экономики и степень инвестиционного риска здесь намного выше, чем, скажем, в оптовой торговле. Другой пример более типичен для становления и развития иностранного бизнеса в Украине. Компания «Проктер энд Гэмбл» начала свою работу в одной из наименее рискованных отраслей – реализации собственной продукции на практически пустом рынке еще в 1993 году, а уже через несколько лет руководство компании сочло целесообразным закрыть один из своих заводов в Англии и открыть производство в Борисполе.

Безусловно, в новых экономических и политических условиях зарубежным и украинским инвесторам будет намного проще и легче добиться положительных результатов, и уже финансовый партнер Украины - Международный Валютный Фонд - оценил украинскую экономику как инвестиционно привлекательную. Стремление к продолжению процессов инвестирования проявляет Европейский банк реконструкции и развития, который  готовит пакет новых инвестиций в Украину до 300 млн. долл., в т.ч. по 20 миллионов долларов планируется предоставить на развитие порта в Ильичевске и на инвестирование проектов энергосбережения. До июля текущего года Мировой банк готов  выделить два транша - 175 и 500 миллионов долларов, в том числе на строительство новых высоковольтных линий, реконструкции и модернизации ГЭС, а также скорректировать свои подходы к финансированию инвестиционных проектов. Deutsche Bank открыл кредитную линию на сумму около 2 млрд. евро, Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», для реализации международных проектов компании. Заинтересована в возможном участии в международном консорциуме по управлению и развитию газотранспортной системой Украины компания «Газ де Франс». Намерены также прийти на украинский рынок европейская гостиничная сеть Accor, испанская сеть отелей "NH", а также прибалтийская гостиничная сеть Rival Hotels.

По разнообразным экспертным оценкам, часто противоречивым и взаимоисключающим, сложившаяся международная и внутренняя обстановка может позволить Украине привлечь в 2005 году не менее 3-4 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, а через 3-4 года выйти на рубеж 10 млрд. долларов в год. Ряд предприятий Украины может получить существенное развитие в результате восстановления производственной кооперации с учетом перехода украинско-росийских отношений из политической, в экономическую  плоскость, и откроет новые возможности для инвестирования в украинскую экономику, что принесет взаимную выгоду не только Украине, но и России, Казахстану, Белоруссии и др. странам СНГ. Само собой разумеется, что в условиях революционных перемен в инвестиционном климате Украины многое будет зависеть от позиции политических и экономических кругов Запада и в первую очередь Евросоюза. Смогут ли они пойти дальше своих поощрений и жестов, столь бурно продемонстрированных накануне и особенно в ходе президентских выборов в Украине.

Главными факторами развития инвестиционных процессов в Украине и развития экономики, несомненно, останутся вопросы, своевременного совершенствования законодательства, осуществление государством функции контроля соблюдения национальных интересов и экономической безопасности, переход на экономическое регулирование экономики, развитие финансовой системы Украины.