Подписаться
На главную О нас Услуги Сферы Проекты Вакансии Аналитика Контакты

Обзор рынка рыбного хозяйства Украины

Мировое рыбное хозяйство неуклонно наращивает объемы производства (вылова) рыбы, морепродуктов и продукции аквакультуры, причем темпы роста мирового вылова опережают темпы роста численности населения Земли, что характеризует мировое рыбное хозяйство как динамично развивающееся с неисчерпанным потенциалом роста.

Рыба, морепродукты и другие живые водные организмы – это не только ценнейший источник белка и основных микроэлементов, необходимых для сбалансированного питания и хорошего здоровья, но и источник сырья для сельского хозяйства, фармакологической и косметической и других отраслей промышленности. Уникальной особенностью водных биоресурсов является их способность к самовоспроизводству, а технологии искусственного рыборазведения в своей основе повторяют естественный процесс воспроизводства рыбы и других водных организмов.

Рыбная отрасль включает предприятия океанического и морского рыболовства, внутренних водоемов, рыбоводства, рыбоперерабатывающие, сельскохозяйственные предприятия, организации по воспроизводству и охране рыбных запасов, морские рыбные порты, научные и учебные центры.

Украина на сегодняшний день импортирует около 90% рыбы. Такая ситуация сложилась по причине отсутствия профильного флота, перерабатывающей промышленности, квот в нейтральных водах и браконьерства. Кроме этого, себестоимость украинской рыбы выше импортной. Поэтому продукция теряет свою конкурентоспособность.

Основные игроки, поставляющие рыбу и морепродукты в Украину это представители Норвегии (Marine Harvest AS, Ice Seafood AS, Hallvard Leroy, Norway Royal Salmon, Nergard AS, Norway Pelagic AS, Egersund Fisk Group, CA Mordal Consulting), Шотландии (Denholm Seafoods Ltd), Голландии (Marine Foods B.V.), Исландии (Iceland Pelagic, Iceland Seafood ehf), США (Pacific Seafood), Канады (Ocean Choice International Ltd), России (Флайфиш, Росрыбторг), Белоруссии (Санта-Бремор),  Литвы (Benko Servisas). Все они плотно работают с госструктурами.

Ассортиментный ряд рыбы в Украине представлен как отечественной, так и импортной продукцией:

- Отечественная продукция: карп, щука, мойва, салака, скумбрия, килька.

- Импортная продукция: камбала, окунь, пангасиус, семга, масляна, мерлуза, минтай, мойва, нототения, сельдь, скумбрия, треска, тунец, тилапия, форель морская, хек, хокки.

Рассматривая импорт в разрезе видов рыбы, следует отметить, что на океаническую сельдь приходится 56%; скумбрию – 13%; сардиновые виды – 10%; минтай – 5%. Прочие 16% объемов импорта занимают такие виды рыбы, как: лосось, килька, мойва, путасу, хек, хокки и еще с добрый десяток других. Атлантическую сельдь и скумбрию ввозят в Украину из Норвегии. Сардиновые импортируют также из Норвегии, США, Канады, Испании и Аргентины. Килька – в основном балтийская. Минтай и лососевые завозят из России и Норвегии.

 Основные игроки деликатесных видов рыб: Франция, Италия и Китай. Так, в Китае ежегодно выращивается стадо осетровых общей массой 25 тыс. тонн.

В Украине действуют три канала сбыта импортируемой мороженой рыбы. В рамках первого канала прохождение продукции осуществляется от импортеров (крупные компании по торговле морскими продуктами либо торговые компании) через специализированные оптовые организации (нерыночная торговля) к супермаркетам/предприятиям розничной торговли и далее к потребителям.

Второй канал прохождения продукции использует оптовый рынок.

По третьему каналу продукция поставляется непосредственно предприятиям по переработке продуктов питания.

Для развития отрасли и для обеспечения широкого ассортиментного ряда рыбной продукции необходимо минимизировать фактор сезонности за счет высокого уровня организации хранения добытой рыбы, осуществления ловли в прибрежных зонах других государств и в открытой части мирового океана, а также за счет искусственного выращивания рыбы (рыбоводства).

Стратегия продвижения должна быть направлена ​​на переориентацию мыслей потребителя в сторону отечественного продукта для выработки нового стереотипа причинно-следственных связей «отечественное - значит качественное».

Ценовая стратегия связана главным образом со снижением самой цены. Реализация данного направления может быть достигнута в полной мере только при активном участии государства и финансировании различных сфер деятельности рыбохозяйственных предприятий. Для реализации стратегии распределения необходима слаженная работа всех звеньев инфраструктуры рыбного хозяйства как единого комплекса.

Таким образом, построение рыбного хозяйства на основе реализации компонентов маркетингового комплекса позволит не только добиться оживления отрасли, но также даст возможность эффективно функционировать и в будущем.

Отечественные предприниматели начали инвестировать деньги во внутреннее рыбное хозяйство Украины, осознав рентабельность и потенциал отрасли. Инвестиции в размере 8–12 тыс. грн на 1 га водоема позволят работать с рентабельностью 18–22%, а 10 тонн рыб карповых видов через два года превращаются в 100 тонн.