Освобождение отелей Украины от налога на прибыль

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 6309 «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью развития и подготовки гостиничной инфраструктуры по проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». Суть законопроекта состоит в освобождении от налога на прибыль отелей категории от трех до пяти звезд, которые построены или реконструированы, или в которых проведен капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и сооружений, и которые будут введены в эксплуатацию до 1 сентября 2012 года.

Будет принят или нет данный законопроект, но с уверенностью можно сказать, что больше половины заявленных проектов к Евро 2012 находятся на начальной стадии, 90% нуждаются в финансировании и не будут введены в эксплуатацию до 1 сентября 2012.

Подтверждением данных прогнозов является политика администрации г. Киева, который получил право принять матчи финальной части Евро-2012. 27 апреля первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Анатолий Голубченко на пресс-конференции «Киев и Евро-2012: требования УЕФА, планы властей» сообщил, что к Евро-2012 в Киеве будет построено только лишь 7 гостиниц и заверил, что с учетом существующего номерного фонда, столица удовлетворит требования УЕФА. 

Год назад уже были приняты попытки в данном вопросе, но безуспешно. 13 ноября 2009 года в Верховной Раде Украины народным депутатом С.Терехиным был зарегистрирован законопроект № 5346 о внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» (в части льготного режима налогообложения операций по предоставлению услуг в некоторых видах туризма). Предполагалось установить на период с 1 декабря 2009 по 28 февраля 2010 года нулевую ставку НДС на услуги по размещению, питанию, спортивные и оздоровительные услуги, которые предоставляются средствами размещения, т.е. гостиницами, мотелями, туристическими базами, оздоровительными комплексами. Также были предусмотрены налоговые льготы и для туристических компаний. Такая временная мера могла смягчить как последствия для украинского туризма глобального экономического кризиса, так и резкое падение загрузки в большинстве туристических объектов, особенно в Западной Украине, в результате неоправданной паники, связанной с сезонной эпидемией гриппа.

Законопроект № 6309 был актуален в 2008. В условиях, когда практически все проекты заморожены и требуют финансирования, данный законопроект не является эффективным, а лишь порождает коррупцию. Многие вопросы нуждаются в доработке профессионалов и специалистов гостиничного бизнеса. Распространяется ли действие закона на отели, которые были построены или завершили работы по реконструкции ранее. Достаточно ли будет обновить фасад для освобождения от налога? Не будет ли несправедливо не освободить от налога отели, которые были введены в эксплуатацию несколько лет назад и не будут ли эти отели инициировать реконструкцию с целью освобождения от налога.

Примером эффективной продуманной политики при подготовке ЕВРО 2012 является Польша. В связи с организацией Евро-2012 с 1 января 2008 г городской Совет Варшавы ввел освобождение от налога на недвижимость в течение пяти лет для инвестирования в гостиницы, пансионаты, туристическую и спортивную деятельность. Благодаря данному нововведению Варшава рассчитывает на увеличение количества гостиниц примерно на 25-30% до 2012 года. Освобождается от налога также деятельность: организаторов экскурсий, туристических мероприятий, гидов и экскурсоводов, стадионов, бассейнов, площадок для игры в гольф, теннисных кортов, кегельбанов и т.п.

Еще один яркий пример активной поддержки развития туризма государством — Турция. Турецкая модель — пример рыночной ориентации, где гостиницы строятся на средства частных предпринимателей, но при этом с момента постройки новой гостиницы государство освобождает владельцев от налогов на срок от пяти лет и предоставляет значительную поддержку в рекламе отечественного турпродукта на международном рынке.

Правительственные программы и проекты в рамках поддержки и развития гостиничного бизнеса на Украине должны быть стратегическими и продуманными. Эфемерный подход к развитию индустрии гостеприимства не допустим.  Специалисты гостиничного бизнеса скептически относятся к данному законопроекту. Эффективной мерой развития и функционирования гостиничной индустрии является снижение или, в лучшем случае, отмена ставки НДС.

Однако нельзя не отметить попытки Правительства в развитии гостиничного бизнеса, но до настоящего момента кардинальных шагов по регулированию этой сферы еще не сделано. Ведь регулирование экономики, в том числе и гостиничного бизнеса, это воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания и развития на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных процессов. Регулирование экономики должно осуществляться в формах директивного планирования, стимулирования и рыночного саморегулирования. Хочется надеяться, что политика развития гостиничного бизнеса новым правительством будет продуманной и эффективной, а регулирование этой политики будет комплексным и будет основываться на потребностях рынка.