Перспективы франчайзинга гостиниц в Украине (опубликовано National Hotel Executive)

Индустрия туризма  Украины уже длительный период демонстрирует  перспективные  темпы роста: за последние 5 лет рост отрасли вцелом составляет 12-15%; в 2003г. рост внутреннего туризма  составил 5%, поток иностранных туристов возрос на 19%; в 2004г. поток  иностранных туристов увеличился  на 10%. Возрастают так же показатели дохода с одного туриста (за счет увеличения платежеспособности местного населения и увеличения количества иностранных туристов) и объем предоставляемых услуг (в 2003г. объем потребления увеличился на 18%).

Такая позитивная тенденция безусловно ведет к увеличению спроса и на гостиничные услуги. Однако проведенный анализ показывает, что гостиничная отрасль Украины очень медленно реагирует на изменения конъюнктуры рынка – растущий спрос, особенно в пиковые периоды, удовлетворяется в основном так называемым «частным сектором» (сдача квартир и домов в аренду), тогда как гостиничный номерной фонд остается мало востребованным по ряду причин. Среди них можно выделить две основные:

  • Фактический уровень сервиса ниже заявляемого(большинство 3-х и 4-х звездочных отелей не соответствуют требованиям стандартов; среди таких отелей большая доля тех, которые более 10 лет серьезно не реконструировались). 
  • Нехватка номерного фонда в самом массовом среднем ценовом сегменте(в ряде городов, таких как Киев и Одесса, даже приняты муниципальные программы по развитию сетей 3-х звездочных качественных гостиниц, однако эти программы до сих пор так и остаются на бумаге из-за отсутствия инвесторов).

Из-за чего же сложилась такая казалось бы парадоксальная нерыночная ситуация, когда спрос на гостиничные услуги по всем показателям и прогнозам превышает существующие предложение и не наблюдается особых изменений, способных серьезно улучшить ситуацию? Большинство экспертов сходятся во мнении, что основные причинные кроются в неопределенности будущего спроса на услуг(пока нет возможности достоверно определить развитие туристической отрасли, а значит и определить окупаемость инвестиций) и финансовой сфере:

  • Инвестиции в гостиничную отрасль национальными инвесторами рассматриваются как малопривлекательные, т.к. подразумевают длительный срок окупаемости при больших капиталовложениях(в Украине есть более привлекательные направления инвестирования, позволяющие выходить на окупаемость через 1-2 года, а не через 4-7 лет, как в гостиничном бизнесе).
  • Отсутствие долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов, доступных местным компаниям, делает невозможным применение обычных для западного бизнеса механизмов финансирования строительства и развития отелей.
  • Отсутствие на украинском рынке стратегических отраслевых инвесторов, способных самостоятельно  привлекать инвестиции в требуемых объемах.

Среди других причин можно выделить так же:

  • Все еще низкую покупательную способность местного населения(хотя в 2004г. и 2005г. наблюдается  улучшение показателей).
  • Низкий спрос на гостиничные услуги со стороны b2b(business travelers).

Однако наметившиеся тенденции в экономике(рост ВВП в 2004г. – составил около 12%  и по некоторым оценкам сохранится и в 2005г. )и туризме(доля туристической отрасли возросла с 1,26% ВВП в 2000г. до 1,56% в 2003г. )  все же позволяет говорить о том, что рынок гостиничных услуг является довольно перспективным для инвестирования в ближайшие 3-4 года(некоторые аналитики ожидают бума на рынке недвижимости в связи со сближением Украины с ЕС). Учитывая то, что в странах Европы, США отели в основном входят в франчайзинговые сети, можно прогнозировать приход на рынок ведущих отельных операторов, а вместе с ними и инвесторов(традиционно основной поток инвестиций приходится на  отели, входящие в известные сети или находящиеся в управлении операторов, хорошо зарекомендовавших себя на международном рынке).

Еще до известных событий, известных как «оранжевая революция», ведущие отельные операторы изучали украинский рынок и планировали свое  вхождение на него, однако большинство компаний беспокоила существовавшая  политическая  неопределенность, из-за чего получить их гарантии на кредиты для постройки гостиниц было практически невозможным.  В данный момент на рынке уже работают  Radisson, Hyatt(ИСД в 2005г. привлек кредит ЕБРР для постройки гостиницы данного бренда ) и некоторые другие операторы.  Активно Украиной  интересуются Hilton, InterContinental, Marriot и  Kempinski(у последнего был не слишком удачный опыт создания отеля в г. Одесса, который после ввода в эксплуатацию так и не вошел в сеть).  Такой известный оператор как  Accor  до недавнего времени даже не планировал свое присутствие в Украине, однако стоит ожидать изменения намерений данного оператора(в его управлении находятся бренды 3-х звездочных отелей, которые могут быть востребованы и их показатели окупаемости могут заинтересовать даже украинских инвесторов). К Украине так же проявляют интерес региональные отельные сети стран, их которых наблюдается значительное увеличение потоков туристов(в 2003г. увеличились въездные потоки, в частности: из Словакии  – в 2,5 раза,  из  Польши  – в 2,2 раза, из  США – в 1,7 раза, из  Італии – в  1,6 раза, из  Франции – в  1,5 раза,  из Турции  – на  43,0 %, из Германии – на 24,8 %.), что делает их национальные отельные бренды привлекательными, т.к. лояльность туристов к «своим»  брендам  в чужой стране обычно довольно высокая  и за счет этого отели данных сетей могут  сразу получить  целевую аудиторию.

В целом, можно прогнозировать в ближайшее время формирование национальных сетей за счет консолидации на рынке(например: Premier Hotels) и  довольно активное вхождение на рынок Украины зарубежных отельных сетей(сейчас на 1000 украинцев  приходится менее 2-х отельных номеров - это свидетельствует о наличии привлекательных и еще не занятых ниш), которые смогут инвестировать значительные средства в строительство новых отелей, а так же в реконструкцию старых отелей, что позволит существенно улучшить сервис гостиничных услуги и снизить цены до среднеевропейских.