Подписаться
На главную О нас Услуги Сферы Проекты Вакансии Аналитика Контакты

Перспективы развития рынка органических продуктов Украины

Рынок органики развивается в Украине, как и во всем мире, уверенными темпами. Мода на органические продукты питания пришла в Украину из Европы, где этот сектор развивается уже примерно 30 лет.

Если в 2008 году объем рынка органических продуктов Украины составлял 0,65 млн. долларов, то уже в 2011 году рынок вырос до 4,5-5,5 млн. долларов.

Решение украинцев о переходе на органические продукты питания зависит, прежде всего, от материальной возможности платить больше за более качественные продукты и от понимания преимуществ органических продуктов перед неорганическими. Около 60% украинцев готовы перейти на органические продукты питания, если их стоимость будет превышать стоимость стандартных продуктов на 10-25%; если же их стоимость будет выше на 25-40%, то количество потенциальных потребителей снизится до 47% украинцев. Основными потребителями органических продуктов питания являются образованные люди, молодые семью с детьми, жители городов.

Экологически чистые и безопасные продукты питания, которые когда-то составляли рацион каждого жителя Земли, сейчас модный и достаточно недешевый тренд. И причиной этого служит не желание дистрибьютеров заработать на новой для Украины продукции, а стоимость производства органики, которая превышает стоимость выращивания стандартной с/х продукции на 30-70%. 

По европейским нормам наценка на органическую продукцию является оправданной в размере 20-30% за счет необходимости в использовании немеханической обработки и хранения. Однако по причине еще не полностью сформировавшегося спроса на органику в Украине, в цену приходится закладывать и другие расходы, такие, например, как страховка от нереализации скоропортящегося товара. Вследствие этого конечная наценка может достигать 100%. Для сравнения, цена обычного молока в магазине составляет примерно 10 грн., а цена «органического» - 16-20 грн., килограмм «органического» мяса – 140 грн. против 60 грн. обычного. Причем наиболее популярным продуктом является органическое молоко.

Для того чтобы сектор развивался активнее, необходимо начинать с его развития в сознании людей. Необходимо повысить осведомленность о пользе органических продуктов, чтобы люди понимали, за то они переплачивают лишние 40-50, а то и 100%.

Инвестиции в органическое производство могут окупаться от 2 до 10 лет. Это обусловлено спецификой производства, пока что ограниченностью спроса, причиной чего являются низкая платежеспособность населения и недостаточная осведомленность о преимуществах органической продукции.  Однако спрос на органическую продукцию постепенно растет. О чем свидетельствует то, что с недавнего времени крупные супермаркеты заинтересовались органической продукцией. Органика появилась на полках  «Сильпо», Metro и «Мегамаркет». Пока что продукция, представленная в сетях, импортная. Это обуславливается тем, то на сегодняшний день большинство производителей органики в Украине – небольшие производства по переработке и фермерские хозяйства. Из-за отсутствия единого пула производителей органической продукции в Украине, предприниматели сталкиваются с проблемой дистрибуции своей продукции. Чтобы товары попали на полки магазинов, необходимо оформить ряд разрешительных документов. Для большинства мелких производителей это процедура слишком сложная.

Одной из весомых статей расходов производителей органической продукции выступает сертификация. Стоимость сертификации может варьироваться от 2,4 до 25 тыс. грн. Она зависит от вида продукции и объемов производства. В основном эта услуга пользуется спросом у производителей органической продукции на экспорт.

Большая часть органической продукции, производимой на территории Украины, идет на экспорт. В основном это сырье: зерновые, бобовые, масличные культуры.  Например, компания «Дакор Арго Холдинг», одна из лидирующих аграрных компаний Украины, в первом квартале 2012 года заявила о намерении заняться производством органических зерновых и экспортировать их в страны Евросоюза, где цена на них на 40% выше, чем на обычную пшеницу.

В Украине доля продаж органической продукции пока не превышает 1% от общего объема с/х продукции.  Для сравнения в Европе это соотношение составляет 5%, причем рост потребления органической продукции составляет 8-11% в год.

Рынок органических продуктов привлекает инвесторов высокой рентабельностью, которая составляет от 30%, ненасыщенным внутренним рынком, растущим спросом. На данный момент отрасль более популярна среди отечественных инвесторов, но ее активное развитие и высокий уровень доходность заставит поверить в нее и иностранных инвесторов. Тем более, пока рынок еще не насыщен, а основные игроки на нем еще не сформировались, самое подходящее время для инвестирования. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что рынок органических продуктов Украины находится в преддверии бума.