Политика формирования энергобаланса Украины

Одним из основных направлений энергетической политики в государстве является формирование топливно-энергетического баланса (ТЭБ). Топливно-энергетический баланс страны – это система показателей, которая характеризирует существующие топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в стране и их использование.

ТЭБ Украины формируется за счет двух источников -импорта энергоносителей (43%) и их собственной добычи. Украина является энергодефицитной страной, которая на сегодня лишь на половину удовлетворяет свои потребности в топливе и энергии.

Украина обеспечена запасами угля на несколько сотен лет, поэтому он остается главным энергоносителем страны. Запасы же других энергоресурсов очень ограничены. Как отмечается в государственных аналитических материалах, доля угля в топливно-­энергетическом балансе Украины составляет 28,8 % (мировой показатель — 28,6 %), природного газа — 44 % (мировой показатель - 23 %), нефти 9,6 % (мировой показатель - 37,5 %), атомной энергии — 13,3 % (мировой показатель - 6,5 %), гидроэнергии 1,6 %, (мировой показатель - 6,2 %). Большая доля природного газа в энергобалансе Украины свидетельствует о зависимости от импорта газа, поскольку своих значительных запасов газа страна не имеет. Сегодня Украина потребляет около 76 млрд. кубометров газа в год. Собственная добыча страны составляет около 20 млрд. кубометров. Большая часть импортированного газа поставляется из Туркменистана и других стран Средней Азии, другая часть -из России. Главный поставщик нефти – Россия (75%), кроме нее 14% нефти поставляет Казахстан и только 11% -украинские нефтедобывающие компании. Украина занимает 10-е место в мире по добыче угля (81,5 млн т в 2004 г.) и восьмое по доказанным запасам (34153 млн т). При нынешних темпах добычи Украине хватит угля на 412 лет (газа — на 62 года). Мировые запасы угля составляют в перерасчете на условное топливо около 66 % общего объема разведанных запасов энергоресурсов. По состоянию на начало 2004 г. мировых запасов угля, природного газа и нефти хватит на 204, 61 и 41 год соответственно. По объемам использования первичных энергоносителей уголь занимает третье место после нефти и природного газа и используется, прежде всего, в базовых секторах экономики: для производства электроэнергии (в 2004 г. — до 76 % его общего потребления) и в металлургической промышленности (около 15 %).

Как видим, ТЭБ Украины не соответствует существующим запасам в стране ТЭР и мировым тенденциям в использовании энергоносителей. Так в энергобалансе главное место среди ТЭР занимает газ, хотя запасы угля на одного человека в несколько раз превышают мировые. Так как сегодня широко используются современные технологии сжигания угля и средства очищения выбросов, то нет никаких оснований утверждать об экологическом несоответствии угля как топлива по сравнению с газом. Примером может послужить ТЭБ таких стран как Польша, Индия, Китай, где уровень использования угля составляет 66,4%, 51,2% и 67,3% соответственно.

На один доллар производимой продукции в Украине, согласно проведенному анализу расходуется 89 килограммов условного топлива. Это в три -пять раз больше, чем в развитых странах. В то же время зависимость страны от поставки топлива из других стран в последние годы составила 60%. Государство практически не уделяет внимания этой проблеме. Снижение уровня энергетической зависимости в первую очередь зависит от мероприятий по уменьшению доли общего импорта ТЭР, которое должно осуществляться за счет увеличения уровня и эффективности собственного производства ТЭР и за счет повышения эффективности их использования.

Проведенный анализ опыта зарубежных стран показал (страны ЕС, США и др.), что уровень энергетической зависимости можно уменьшить путем:

  • увеличения добычи и потребления собственных ТЭР;
  • повышение эффективности производства, транспортировки и потребления ТЭР;
  • диверсификации импорта энергоносителей;
  • управление энергетической зависимостью путем создания ситуации взаимозависимости и др.;
  • диверсификации видов потребляемых ТЭР.

Все эти направления снижения энергетической зависимости непосредственно связаны с процессом формирования энергетического баланса, поэтому определение оптимальных ТЭР должно осуществляться с учетом снижения энергетической зависимости страны.

Среди основных принципов построения ТЭБ, который в последнее время внедряется в развитых странах мира, является избежание зависимости ТЭБ от одного вида энергоресурса, что позволяет снизить риски в энергоснабжении и способствует уменьшению энергетической зависимости только от одного ТЭР. Учитывая имеющийся ресурсный потенциал, каждая страна в первую очередь определяет приоритеты собственной добычи определенных ТЭР, и на основании этих приоритетов разрабатывает собственный ТЭБ.

Украина владеет огромным потенциалом нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, экономический базис которых приблизительно равняется 100 млн. т. у.т., хотя доля их использования в энергетическом балансе страны составляет около 6%. Проблема состоит в отсутствии механизма экономической мотивации к использованию энергосберегающих технологий и экономии ТЭР, привлечению инновационных и инвестиционных средств в сферу энергосбережения и использование нетрадиционных источников энергии.

Потенциал ветровой энергии на территории Украины оценивается в 20-30 млн. т. у.т. и программой строительства ветроэлектростанций до 2010 г. запланировано построить ВЭС мощностью 2000 МВт, что сэкономит 1,8 млн.ту.т. Солнечная энергия, которая поступает на территорию страны, оценивается в 400 млн.т у.т. до 2010 г. планируется соорудить гелиоустановки горячего водоснабжения на 0,4 млн. т. у.т. и фотоэлектрические установки мощностью 96,5 МВт, что обеспечит экономию 55 тыс.т у.т. Гидроэнергия малых рек Украины оценивается в 12,5 млрд. кВт/час и мощностью малых и микро ГЭС в 2010 г. может достичь 600 МВт. Что обеспечит экономию сверх 47 млн.ту.т. Геотермальная энергия недр Украины оценивается в 50 млн.ту.т. и до 2010 г. прогнозируется использование мощности геотермальных систем водоснабжения в 1170 МВт, которые обеспечат экономию 1,5 млн. т. у.т.

К альтернативному газовому топливу могут быть отнесены также газы, добытые с малых газовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных залежей, прогнозные запасы которых составляют 30,9 млрд м3 .

Для существенного увеличения в энергобалансе Украины объемов ТЭР из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии необходимо создавать объекты альтернативной энергетики по наиболее перспективным технологическим направлениям:

  • внедрение новаторских конструкций ветроагрегатов для сетевой и автономной ветроэнергетики, приспособленных для самых распространенных ветровых условий Украины;
  • расширение сферы и увеличение объемов использования солнечной и геотермальной энергии для производства электроэнергии и теплоснабжения;
  • использование гидроэнергии малых рек путем возобновления разрушенных и строительства новых малых ГЭС, а также утилизации энергии технических систем водоснабжения;
  • внедрение комбинированных когенерационных энергетических систем в комплексе с системами аккумулирования энергии;
  • строительство биогазовых комплексов для получения биогаза из осадка канализационных стоков городов и отходов сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности, а также создание условий для развития в Украине энергетических плантаций на базе быстрорастущих растений и технологий переработки биомассы в энергоносители;
  • создание сети предприятий по переработке бытового мусора с целью его уничтожения и получения электрической и тепловой энергии.

Но для выполнения всех этих мероприятий необходимо надежное финансовое обеспечение. Безусловно, энергоемкость производства, изношенность основных фондов производства, отсутствие эффективных энергосберегающих технологий усложняют положение дел в топливно-энергетическом комплексе. Чрезмерная энергоемкость ключевых экспортных отраслей, прежде всего, таких как металлургическая и химическая, приводит к тому, что большая часть валютных поступлений промышленности Украины идет не на развитие производства, а на оплату импортных энергоресурсов.

Одним из важнейших путей, на который необходимо спроектировать развитие экономики Украины, является энергосбережение. Энергоэффективность и энергосбережение - приоритетные направления энергетической политики большинства стран мира. Это обусловлено исчерпанием невозобновимых ТЭР, отсутствием реальной альтернативы их замены, присутствием рисков при их производстве и транспортировке. В последнее время эти факторы приобретают все большее значение в связи с общей нестабильностью в регионах добычи ТЭР, напряжением на топливно-ресурсных рынках и неблагоприятными прогнозами, касающимися дальнейшего увеличения цен на энергоресурсы.

Опыт развитых стран мира и собственный опыт Украины свидетельствует о необходимости государственного регулирования процессов энергосбережения и проведение целеустремленной государственной политики. Только государство путем взвешенной законодательной, гибкой ценовой, тарифной и налоговой политики может обеспечить дееспособность финансового механизма энергосбережения.

Основными принципами такой политики должны стать:

  • приоритет повышения эффективности использования ТЭР над ростом объемов их добычи и производства тепловой и электрической энергии;
  • соответствие политики общим рыночным преобразованиям в стране;
  • приоритетность обеспечения безопасности здоровья человека, социально-­бытовых условий его жизни, охраны окружающей природной среды при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании ТЭР или энергии;
  • осуществление государственного регулирования в сфере энергосбережения;
  • необходимость экономической поддержки энергосбережения, стимулирование использования возобновимых источников энергии;
  • обязательность учета ТЭР, которые производятся и потребляются;
  • системный подход в энергосбережении;
  • реализация информационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности в сфере энергосбережения.

Учитывая результаты, полученные на основе прогнозных данных проекта энергетической стратегии Украины до 2030 года можно сделать вывод, что в стране за счет энергосбережения до 2020 года можно достичь экономии энергоносителей в общем объеме порядка 470млн. ту.т., что соответствует уменьшению затрат на их импорт около 38 млрд. дол. Чистая экономия может составить в 2020 году около 15 млрд. дол., соответственно энергоемкость ВВП уменьшится более чем в 4,8 раза.

Другие преимущества энергосбережения состоят в уменьшении техногенной нагрузки на окружающую среду: уменьшение объемов выбросов СО2 в 2020 году может достичь 207 млн. т, что значительно улучшит условия жизни населения страны. Кроме того, энергосбережение в энергетике позволит сэкономить в 2020 году около 323 млрд. кВт электроэнергии.

По данным Госкомитета по энергосбережению, в 2004 году в Украине благодаря энергосбережению всего было сэкономлено 6,06 млн.тонн условного топлива (у.т.). Общая стоимость сэкономленных энергоресурсов - 1602,44 млн. грн.

Учитывая возможности страны относительно наращивания собственной добычи ТЭР и наращивания мощностей ТЭБ и существующий значительный потенциал энергосбережения, особое внимание должно уделяться мероприятиям по внедрению энергоэффективности и энергосбережения. При этом главным механизмом предостережения возможного увеличения себестоимости валовой добычи энергоносителей должно быть технологическое перевооружение отрасли за счет внедрения инноваций.

По словам председателя общества «Новая энергия» Валерия Боровика, Украине не следует зацикливаться только на переговорах со странами, которые являются для нее старыми источниками энергоснабжения, и на поиске новых внешних источников, а уделять значительно больше внимания проблемам энергосбережения. Ведь этому направлению в Украине действительно уделяется недостаточно внимания, сектор энергосбережения находится просто в катастрофическом состоянии. На сегодняшний день многие представители серьезных инвестиционных компаний изъявили желание прийти в Украину. Потенциал отрасли энергосбережения очень велик, и в ближайшее время Украина станет местом борьбы между инвесторами за возможность работать на ее территории, ведь ее инвестиционная привлекательность стремительно растет, а те, кто пришел первым и первым закрепился на рынке энергосбережения, безусловно, будут иметь преимущества.