Промышленное строительство: украинские перспективы

Новое политическое руководство Украины уделяет особое внимание привлечению в экономику страны зарубежных инвестиций. На встрече во второй половине марта с представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Киеве, премьер-министр Ю.Тимошенко пообещала, что к лету 2005 года иностранным инвесторам будет представлен полный перечень конкретных инвестиционных объектов в ключевых отраслях экономики. Таковыми в первую очередь, по мнению главы правительства, являются сельское хозяйство, транзитные транспортные магистрали, легкая промышленность и жилищное строительство. Развитие любой из этих отраслей, как впрочем и всего хозяйственного комплекса, в свете перспектив европейской интеграции, предполагает решение масштабных задач по модернизации и строительству объектов производственного и сервисного назначения. И хотя промышленное строительство не вошло в узкий круг первоочередных инвестиционных задач правительства, это вовсе не означает, что данная отрасль не представляет должного интереса для капиталовкладчиков. Наоборот, складывается впечатление, что промышленное строительство в Украине достигло того уровня объективной инвестиционной привлекательности, который уже не нуждается в дополнительном рекламировании со стороны влиятельных кругов.

Тенденция роста спроса на производственные сооружения в Украине наметилась еще в начале десятилетия, когда объекты производственного назначения составляли около 72% вводимых в действие основных фондов. Крупнейшие деловые круги мира сегодня серьезно изучают возможность создания своих производственных мощностей на украинской территории. Этому благоприятствуют сразу несколько факторов. Во-первых, политические перемены в стране способствовали резкому улучшению инвестиционного климата в экономике и укреплению доверия со стороны потенциальных инвесторов. Во-вторых, однозначная ориентация на Евросоюз означает, что Украина начала мощное и открытое движение в сторону интеграции в еврохозяйство, приступив к ликвидации всех тех недостатков, на которые больше всего ссылались лидеры Евросоюза, пытаясь превратить границу с Украиной в как можно более непреодолимую стену, чтобы оградить себя от нашествия нежелательных социально-экономических проблем с Востока. И пока европейские политики обсуждают, как адекватно ответить на украинский супердемократический вызов в виде безвизового режима, сохранив при этом с одной стороны имидж демократического и уверенного в себе сообщества, а с другой стороны оставив как можно дольше границу на замке, их коллеги-экономисты пытаются спрогнозировать место Украины в европейской экономике и не упустить шанс воспользоваться ее экономическими преимуществами.

Одним из таких преимуществ, и это третий важный фактор, является относительно низкая стоимость рабочей силы при достаточно высокой квалификации. В последние десятилетия в погоне за рентабельностью ведущие мировые производители стремятся приблизить свои производственные мощности к дешевой рабочей силе, создавая филиалы и дочерние предприятия в более бедных регионах земного шара. В Европе получил широкое распространение еще один путь – использование более дешевой рабочей силы из Азии, Африки, бывших стран Советского Союза, в том числе Украины, на европейских заводах и фабриках. Это привело к росту легальной и нелегальной иммиграции в страны Евросоюза, которая, усугубляя в свою очередь многие социальные проблемы, начала приобретать угрожающие масштабы. Размещение же своих предприятий в регионах проживания дешевой рабочей силы зачастую оказывается невыгодным из-за отдаленности от рынков сырья и сбыта или же слишком рискованным из-за неблагоприятного инвестиционного климата.

Пожалуй, впервые европейские производители получили уникальную возможность существенно снизить себестоимость своей продукции, не уезжая на далекие континенты, а размещая свои производственные мощности в самом центре Европы, в начале 90-х, когда ряд бывших социалистических государств и советских республик полностью открылись для зарубежного капитала и взяли курс на присоединение к Евросоюзу. Выравнивание цен после расширения ЕС делает создание производственных мощностей на территории новых членов Союза уже менее привлекательным и естественно заставляет деловые круги искать более выгодные возможности в странах второй проевропейской волны, в первую очередь в Украине. В отличие от других стран, взявших курс на евроинтеграцию, в Украине кроме дешевой рабочей силы существует и целый ряд других экономических факторов делающих ее, пожалуй, самым выгодным местом для размещения производственных мощностей в Европе. Это и более дешевая сырьевая база, и менее дорогие энергоносители, и близость к потенциальным рынкам сбыта не только на западе и востоке, но и на севере и юге, и достаточно развитая транспортная инфраструктура. К тому же создание рабочих мест в стране позволило бы значительно сократить приток украинских рабочих в Евросоюз и снять межнациональную напряженность в самой Европе.

Многие зарубежные инвесторы давно уже оценили по достоинству эти преимущества. Деятельность «Проктер энд Гэмбл» может служить хрестоматийной моделью миграции производительных мощностей в Украину. Так в 1990 на украинском рынке появилась первая продукция этой фирмы, в 1993 в Киеве открылось представительство, в 1995 компания строит завод в Борисполе, в 2002 открывает крупный распределительный центр во Львове, а в 2003 полностью закрывает свою фабрику в Лей Парке (Великобритания) и переносит производство в Борисполь. Руководство «Проктер энд Гэмбл» признало, что вынуждено было пойти на такой шаг, чтобы сохранить конкурентоспособность своего бизнеса. Сегодня законы рыночной экономики заставляют не только мелких и средних производителей, но и промышленных грандов с мировым именем перемещать свое производство, чтобы выжить. Одним из последних примеров является автомобильный концерн «Ровер» со своими дочерними предприятиями в Европе, который вынужден был свернуть производство в Лонгбридже (Великобритания), закрыть более 5000 рабочих мест и искать спасение даже не в Украине, а в китайском Шанхае и других азиатских странах. Возможно причина такого выбора в том, что рабочая сила в Китае еще дешевле, чем в Украине, возможно компания видит больше возможностей для себя на азиатском рынке сбыта, а скорее всего и то, и другое.

Безусловно, в процессе интеграции стоимость в Украине упомянутых выше экономических факторов, определяющих себестоимость готовой продукции, будет выравниваться и приближаться к европейским и мировым. Однако, как минимум еще полтора-два десятилетия она все же будет ниже. Во всяком случае примерно столько времени отводит Украине на евроинтеграцию самое пока что «скоростное» за всю историю страны политическое руководство. А ведь 15-20 лет, как известно, более чем достаточно, чтобы окупить строительство практически любого объекта производственного назначения.

В то же время следует помнить, что деловые люди, будь то в Украине, на Западе или на Востоке, - все они весьма подозрительно относятся к революционным переменам в странах, регионах и сферах их экономических интересов. Поэтому вряд ли стоит ожидать бума инвестиций в новые производственные мощности в Украине, пока не установится окончательно соотношение сил между амбициозным политическим руководством и не менее амбициозной, экономически сильной оппозицией и пока не сформируются окончательно правила игры в вопросах приватизации и собственности. Первая половина 2005-го показала, что этот процесс может затянуться на годы, а превращение Украины в эльдорадо для инвесторов уже в текущем году может не состояться. Даже ведущие политики и экономисты стали более осторожны в своих прогнозах. Так, если в начале года в новом правительстве говорили о 2,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в экономику Украины в 2005, то в середине мая Министр экономики уже прогнозирует 1,5 млрд долларов, что, хотя и выше на целых 40% чем в 2004 году, однако по украинским масштабам далеко от понятия «бум» и вовсе не соответствует тем кардинальным переменам внешнеполитического курса, которые произошли за последнее время. Скорее всего, что пик инвестиций, как своих так и зарубежных, в производственные отрасли украинской экономики наступит примерно через год, в 2006, после парламентских выборов, при условии сохранения стабильности в обществе.

Именно в это время следует ожидать резкого повышения спроса на производственные строения, удовлетворить который можно по-разному. Во-первых, для производственных нужд могут быть использованы уже имеющиеся пустующие сооружения, которых в Украине более чем достаточно. В этом есть как свои преимущества, так и недостатки. Положительно то, что старые производственные помещения, как правило, находятся в удобных местах и имеют готовую инфраструктуру всех коммуникаций. Однако с другой стороны такие помещения, как правило, идут в комплекте с целым набором старых проблем, включая амбиции предыдущих владельцев, которые зачастую стремятся не просто полностью продать объект, а оставить за собой право участия в новом бизнесе, что делает предприятие менее выгодным для нового хозяина. К тому же ремонтно-восстановительные работы могут оказаться весьма дорогостоящими, а социальная значимость специфики старого предприятия для конкретного города или региона может создать дополнительные проблемы для новых хозяев.

Второй путь отличается от первого только тем, что приобретенные старые производственные строения не переделываются и не ремонтируются, а просто сносятся и на их месте строятся новые. При этом опять-таки сохраняется структура коммуникаций, однако демонтаж может оказаться более трудоемким и дорогостоящим, чем само новое строительство, к тому же утилизация или захоронение строительного мусора в условиях экологической чувствительности общества тоже обойдется недешево.

Третья возможность - это строительство новых промышленных зданий на новом месте. Здесь можно выиграть в качестве, времени и даже стоимости, поскольку новые скоростные строительные технологии позволяют зачастую обходиться без многих традиционных трудоемких и дорогих строительных операций, таких как кирпичная кладка или бетонные работы на стройплощадке. Использование принципиально новых строительных материалов делает возможным производить целые комплексы зданий в заводских условиях и превращает строительно-монтажные работы на месте больше в чисто монтажно-сборочные операции. Однако в этом случае участки под новое строительство могут оказаться не в самом удобном месте, а подведение автомобильных и железнодорожных путей, электрических и других коммуникаций потребуют значительных затрат.

Строительство новых сооружений производственного назначения, будь то на месте старых объектов или на новом месте, выглядит наиболее привлекательным в Украине, особенно для зарубежных инвесторов. Об этом свидетельствуют и различные данные о подготовке и введении в строй зданий и объектов производственного назначения за последние годы. Примерно 50% строений – это новостройки, около 30% - реконструкция и 20% - расширение, среди инженерных объектов удельный вес новостроек превышает 60%, причем в обоих случаях имеет тенденцию к росту. Как показывает опыт наших западных соседей, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, серьезные инвестиционные компании предпочитают ставить дело с нуля, иногда даже несмотря на то, что это может оказаться дороже. Особенно актуально это в условиях Украины, так как старый фонд недвижимости производственного назначения в стране на настоящее время качественно значительно отличается от аналогичных фондов новоиспеченных членов Евросоюза на момент начала инвестиционного бума в этих государствах. Во-первых, в Украине более значительная часть существующих производственных строений являются морально устаревшими и физически ветхими, особенно те, которые пустуют уже не первое десятилетие или построены более 30 лет назад. В сравниваемых же странах большая часть производственных мощностей построена в 1980-е годы, к тому же уровень их обслуживания все эти годы был существенно выше. С другой стороны, отличается и специфика самих сооружений. Во времена СЭВ и Варшавского Договора большинство предприятий Венгрии, Чехословакии, Польши а также Прибалтийских советских республик представляли собой заводы и фабрики легкой промышленности или же предприятия, ориентированные на выпуск конечной продукции, что делало их технологически более современными, износостойкими и более подходящими для перепрофилирования. Украина же вместе с Россией больше специализировалась на первичной обработке сырья, выпуске полуфабрикатов и комплектующих, где используются более стрессовые для строительных сооружений технологии.

Поэтому вряд ли следует ожидать, что капиталовложения в приобретение существующих уже производственных сооружений в Украине с последующей их реконструкцией даже при самом благоприятном инвестиционном климате будут сопоставимы по своим масштабам с теми, которые имели место в Польше, Чехии, Словакии, Прибалтике и особенно Венгрии в первой половине их переходного периода, когда чуть ли не самая большая доля прямых иностранных инвестиций в этих странах приходилась на приобретение недвижимости. Не следует также забывать, что лучшие из старых объектов производственного назначения в Украине уже имеют своих новых хозяев.

В пользу нового строительства в Украине говорит и большее разнообразие строительных задач и проектов по сравнению с новыми членами ЕС. Каких только строительных головоломок не придется решать строительным компаниям. Среди новостроек ближайших лет в разных отраслях экономики такие интересные объекты как четвертый энергоблок Ровненской АЭС, второй энергоблок Хмельницкой АЭС, Новоднестровская и Ташлицкая ГАЭС, строительство автомобильных дорог «Киев-Одесса», «Выступовичи-Овруч-Могилев-Подольский», окружных магистралей вокруг Киева и Черновиц, новых станций метро в Харькове, автомобильного моста через Днепр в Запорожье и автомобильно-железнодорожного моста в Киеве, возведение в Луцке завода по производству бортовых электросетей для автомобилей «Даймлер-Крайслер» на 3000 рабочих мест с участием немецкого инвестиционной компании «Кромберг энд Шуберт», которая вкладывает в проект 18 млн евро. Немецкие, голландские, датские, норвежские и турецкие инвесторы готовы вложить деньги в строительство яхтцентров в Крыму, а в Днепропетровске приступили к строительству не имеющего в Украине аналогов нового футбольного стадиона, который, мог бы принять даже финальные матчи чемпионата Европы-2012. Новый региональный спорткомплекс «Олимпийский» и международный аэропорт будут возводиться в Донецке, где немецкая торговая группа «Тангельманн» планирует также построить сеть строительных супермаркетов "Оби" и продовольственных универсамов «Плюс-Европа». Около 500 млн евро инвестиций планируется привлечь на строительство продолжения трубопровода «Одесса-Броды» до польского города Плоцк. Вблизи Тернополя начато строительство нового комбикормового завода, а итальянская фирма «Гайя» изучает возможность строительства мощностей по переработке твердых отходов в городах Хмельницкий, Мариуполь и Червоноград. Южноафриканская компания «Пэлис Энджиниэринг Сервис» решила инвестировать 250 млн долларов в строительство парогазовой электростанции в г.Измаиле Одесской области.

Это всего лишь примеры разнообразия строительного рынка в текущем и ближайшие годы в Украине. Ожидается, что его лидирующим сегментом будет оставаться сооружение объектов розничной и оптовой торговли, а именно крупных торговых центров и складских помещений. К примеру, в Киеве, по мнению специалистов по торговой и офисной недвижимости, повышенный спрос на торговые и складские площади будет сохранятся до 2007-2008. Аналогичная ситуация наблюдается и в других городах. На второе место претендует пищевая промышленность. То внимание, которое правительство уделяет сегодня восстановлению сельскохозяйственного производства, позволяет предполагать, что в ближайшее время по всей Украине понадобятся новые современные предприятия по переработке сельхозпродуктов, в первую очередь небольшие и средние цеха и заводы в районных центрах и крупных хозяйствах. С улучшением инвестиционного климата предполагается рост спроса на строительство предприятий по производству одежды и обуви, по изготовлению или сборке всевозможных электробытовых приборов, других товаров повседневного спроса.

Объемы строительных заказов в ближайший год-два будут зависеть прежде всего от количества средств, которые украинские, совместные и зарубежные предприятия найдут возможным вложить в свой бизнес. Правительство Украины в 2005 намерено сократить государственные инвестиции в капитальное строительство на 50%. И хотя, по мнению кабинета министров, такой шаг позволит вывести из тени строительной экономики значительные средства, преувеличивать его значимость не стоит, так как совместная доля государственного и местных бюджетов в капиталовложениях за последние пять лет редко превышает 10%, в то время как остальное составляют инвестиции предприятий, организаций и населения. Ясно, что существенного роста спроса на строительные услуги следует ожидать лишь в случае серьезного повышения финансовой поддержки из-за рубежа в виде целевой помощи, кредитов и прямых инвестиций. События первых месяцев 2005 года показывают, что такие ожидания не беспочвенны. Так, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) готов, по словам его президента Жана Лемьера, в два раза увеличить в 2005 году финансирование проектов в Украине по сравнению с предыдущим годом, что может составить 500-600 млн евро. Директор Всемирного Банка (ВБ) по Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингхем в свою очередь подтвердил, что Украина может рассчитывать на кредит в размере 1млрд долларов в 2005-2007 годах. Еще 100 млн долларов «Укрдорстрой» рассчитывает получить от Дойче Банка на строительство автомагистрали «Киев-Одесса». Готовность инвестировать в украинскую экономику уже продемонстрировали более 200 американских компаний, среди которых такие всемирно известные инвесторы как «Дженерал Электрик», «Райтеон», «Хант Ойл», «Хьюз Нетворк Системз», «3М», «Гаррис» и др. Тот факт, что американских бизнесменов на встрече в Торговой Палате США с Министром экономики Украины больше всего интересовал вопрос о перспективах приобретения иностранными инвесторами земли, свидетельствует прежде всего об их готовности вкладывать средства в проекты, связанные с первичным строительством.

Со своей стороны активные усилия по привлечению иностранных инвестиций предпринимают президент и правительство Украины. Кроме упомянутой уже встречи премьер-министра с дипломатическим корпусом следует также отметить апрельский указ президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине». Похоже, этот орган при президенте призван нивелировать все возможные административно-бюрократические и субъективно-криминальные препятствия, возникающие на всех уровнях экономической иерархии.

Безусловно, способствовать развитию промышленного строительства в ближайшие годы будут и те общие положительные тенденции роста украинской экономики, сложившиеся за последние 3-4 года. Так в 2004 году из 78,4 млрд гривен всех инвестиций более 80% вкладывались в основной капитал, включая капитальное строительство, при этом рост капиталовложений в основной капитал в 2003 и 2004 году превышал отметку 30%. Рост промышленного производства только в 2004 году составил 12,5%.

Несмотря на политические потрясения конца 2004 и начала 2005 тенденция экономического роста сохраняется. Результаты первого квартала 2005 года позволили Международному Валютному Фонду скорректировать свой же прогноз роста НВП в Украине в 2005 году с 6% до 7%.

Способствовать привлечению инвестиций в строительные проекты должны и положительные показатели деятельности украинских строительных компаний. Длительный период спада и застоя в строительной отрасли наконец сменился чувствительным прорывом. Так, объем работ, выполненных по контрактам строительного подряда, увеличился в 2003 и 2004 годах на 26,5% и 17,2% соответственно, а за последний год составил более 19 млрд гривен. 2004 год отрасль закончила с прибылью, хотя прибыльными оказались лишь 65,5% из почти 5300 строительных предприятий. Для сравнения в 2000 году этот показатель составлял чуть больше 40%, а в 2003 – 56%.

В свою очередь существуют некоторые опасения в том, сможет ли украинская строительная индустрия справиться с быстро растущим спросом на строительные работы. Ведь при всех положительных сдвигах в этой отрасли, строители все же не выполнили в 2004 году объем работ по контрактам строительного подряда (93%), не освоив почти полтора миллиарда гривен, а треть предприятий закончили год без прибыли. К тому же из года в год продолжает сокращаться численность занятых в отрасли специалистов всех уровней, которая еще в 2003 году опустилась ниже отметки полмиллиона, несмотря на то, что по уровню средней зарплаты отрасль поднялась с 29 места в 2000 году до 5. Может сложиться ситуация, когда при наличии инвестиций и заказчиков на украинском строительном рынке возникнет дефицит исполнителей работ. И это при том, что тысячи украинских специалистов работают или пытаются трудоустроиться на строительных площадках других стран. В этом случае следует ожидать притока зарубежных строительных компаний на украинский рынок. Прежде всего это будут строительные фирмы, которые уже работают в Украине или имеют опыт использования украинской рабочей силы в своих странах и располагают наработанными каналами быстрого найма специалистов-строителей всех профилей. Сейчас они осваивают в Украине всего 1-2% капиталовложений в год, сохраняя при этом стабильную рентабельность более 3%. Однако эта доля может возрасти с увеличением прямых иностранных инвестиций в строительные проекты, так как зарубежные инвесторы скорее всего отдадут предпочтение своим компаниям. Те же, будучи представленными всего лишь несколькими ведущими специалистами, в первую очередь постараются укомплектовать свои бригады местными строителями, предложив лучшие условия по сравнению с украинскими компаниями. Это может вызвать отток высококвалифицированной рабочей силы из украинских фирм, что ухудшит их конкурентоспособность и позволит иностранным подрядчикам получать более выгодные контракты. С другой стороны это может способствовать возвращению на родину работающих за рубежом украинских специалистов, хотя в то же время безусловно привлечет в страну еще более дешевую рабочую силу из бывших советских республик, что способно усугубить социальные проблемы в стране. По всей вероятности украинским строительным рынком заинтересуются в первую очередь компании из Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Португалии, Бельгии, России, Турции.

Прогнозы роста производственного строительства в Украине подтверждаются также анализом процессов, имевших место в строительных отраслях на этапе перехода к рыночной экономике в других странах. Так в Польше аналогичный строительный подъём имел место в 1997-1998 годах. К счастью польских коллег они к этому времени успели в основном реформировать свои строительные предприятия. Почти 90% объема строительных работ выполнялось уже частными или приватизированными компаниями. Именно в этот период наблюдается рост доли нежилого строительства в общем объеме строительных работ до почти 85%. В Украине главными исполнителями строительных работ уже тоже являются предприятия коллективной и частной собственности. На долю государственных строителей приходится всего около 30% освоенных капиталовложений, а удельный вес жилищного строительства в общем объеме капиталовложений снизился почти до 12% , хотя при этом обеспечивается ежегодный прирост его абсолютного объема.

Этапы трансформации строительной отрасли Украины аналогичны процессам, наблюдавшимся в государствах, ставших недавно членами Евросоюза. Однако в Польше, Чехии, Венгрии никогда не стоял так остро жилищный вопрос и, как следствие, сегмент жилищного строительства в стройиндустрии не мог создать столь масштабной конкуренции промышленному строительству, как это имеет место в Украине. Несоизмеримые с европейскими по своим объемам работ программы кабинета мининстров по реконструкции и строительству жилья способны отвлечь значительные строительные ресурсы, так как являются более привлекательными с точки зрения возвращения капиталовложений и не требуют особой специализации. Тем не менее, как бы ни складывалось соотношение между этими двумя направлениями строительного рынка в Украине, абсолютный рост спроса на строительство объектов нежилого предназначения неизбежен в ближайшие 5-6 лет. Несмотря на то, что сумма контрактов, предусмотренных к исполнению в 2005 году, составляет пока лишь около 10 млрд гривен, то, что объем по контрактам строительного подряда при всем при этом выполнен в 2004 году лишь на 93% и то, что в январе-марте наблюдался некоторый спад по сравнению с 2004 годом (94,1%), наметившиеся темпы роста в строительной индустрии позволяют предполагать, что отрасль в состоянии справиться с объемом