Подписаться
На главную О нас Услуги Сферы Проекты Вакансии Аналитика Контакты

Рекомендации Третьего Международного финансового форума

Финансовый рынок и инвестиции 2005

25-27 июня 2005 года, г. Одесса

Рассмотрев современное состояние и перспективы развития отечественного финансового рынка в условиях глобализации инвестиционных процессов, участники Третьего Международного финансового форума отмечают следующее. Система регулирования, наблюдения и применения права на финансовом рынке, сложившаяся на сегодняшний день в Украине, существенно отстает от мировых тенденций, рыночной практики и является одним из главных факторов, который сдерживает перестройку отечественного финансового рынка.

Основной целью мероприятий, направленных на развитие финансового рынка Украины, должно быть преобразование его в  эффективный и мощный механизм способный обеспечить мобилизацию временно свободных финансовых ресурсов и их трансформацию в инвестиции.

Необходимыми предпосылками этого является наличие широкого спектра национальных финансовых институтов,  пользующиеся доверием населения и бизнеса, достаточное количество финансовых инструментов и технологий аккумуляции и распределения инвестиционных ресурсов. Отмеченные составляющие в Украине являются мало развитыми и существенно сдерживают развитие инвестиционных процессов.

Все это приводит к тому, что ни государство, ни внутренние, ни заграничные инвесторы не рассматривают национальный

финансовый рынок как источник привлечения инвестиционных ресурсов, а большинство предпринимательских структур и населения вообще не имеет к нему доступа.

Для устранения этих и других проблем предлагается внедрить  ряд мероприятий, важнейшие из которых являются следующие:

Усовершенствование системы регулирования и надзора на финансовом рынке в соответствии с требованиями

общепризнанной мировой практики, которая в частности, предусматривает: разработку и реализацию Концептуальных основ и Стратегии развития финансового рынка, интегрированный подход к государственной регуляции всех его сегментов, обеспечение регуляторных органов необходимыми полномочиями и ресурсами, публичность и прозрачность их деятельности, организацию общественного контроля и механизмов ответственности, эффективное взаимодействие государственной регуляции и саморегулирование на финансовом рынке.

Создание конкурентоспособных национальных финансовых институтов, что требует:

  • обеспечить экономическую независимость Украины путем законодательного решения вопроса поэтапного допуска иностранных финансовых институтов в Украину при условии создания равных конкурентных условий для отечественных и иностранных  институтов;
  • повышение капитализации банковской системы;
  • повышения ликвидности, глубины и надежности рынка ценных бумаг;
  • усовершенствование учетно-расчетной инфраструктуры финансового  рынка, внедрение новых технологий;
  • усиление  роли организаторов торговли финансовыми инструментами в развитии организованного рынка;
  • внедрение эффективных систем управления рисками профессиональных участников рынка;
  • развитие инфраструктуры пенсионной системы и институтов совместного инвестирования;
  • развитие страховых и ипотечных институтов и технологий их деятельности.

Конечным результатом обновления учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка должно стать создание системы, в которой соглашения выполняются на биржевых площадках, расчеты по ценным бумагам осуществляются центральным депозитарием, а денежные расчеты - развитой системой клиринга.

Повышению конкурентоспособности систем организаторов торговли ценными бумагами будет способствовать реализация следующего комплекса мероприятий:

  • усовершенствование корпоративного управления организаторами торговли ценными бумагами с целью повышения их инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов и обеспечения прозрачности деятельности, в т.ч. для потребителей услуг;
  • повышение роли организаторов торговли ценными бумагами в сфере контроля за раскрытием информации эмитентами;
  • повышение ликвидности рынка за счет расширения возможностей предоставления ссуд ценными бумагами с использованием операций РЕПО;
  • обеспечение справедливого ценообразования за счет равного доступа участников рынка и инвесторов к торгам на организованном рынке, невозможности монопольного положения отдельных участников рынка.

В сфере повышения эффективности управления рисками профессиональных участников финансового рынка целесообразным является внедрение системы пруденционного наблюдения, которая позволит перейти от практики наблюдения за деятельностью отдельных профессиональных участников к наблюдению за рынком в целом и решить вопросы, связанные с обеспечением общей стабильности рынка и осуществлением контроля за наличием на рынке ценных бумаг конкурентной среды.

Центральное место в системе мониторинга и оценки рисков должна занять совокупность показателей и нормативов,  характеризующие, как риски отдельных участников рынка, так и  агрегированные риски финансового рынка в целом.

Существенной проблемой регулирования деятельности по инвестированию пенсионных накоплений остается крайне малый спектр инструментов инвестирования пенсионных накоплений.

Развитие страховых институтов должно предусматривать комплексное решение пакета вопросов:

  • повышение защиты интересов потребителей страховых услуг;
  • обеспечение стабильности развития страхового рынка;
  • повышение капитализации страховщиков и конкурентоспособности национального страхового рынка;
  • предотвращение использования страховой системы для  выведения капиталов за границу и усиление государственного регулирования и наблюдения за перестрахованием;
  • формирование адекватной системы профессиональной подготовки и сертификации специалистов из страхования;
  • повышение уровня страховой культуры населения.

Создание правовых основ формирования и функционирования новых инструментов финансового рынка, что предусматривает:

  • развитие рынка производных финансовых инструментов;
  • развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;

Для стимулирования развития рынка производных финансовых инструментов на законодательном уровне должны быть урегулированы вопросы относительно однозначного определения этих инструментов и базовых активов; определение прав и обязанностей сторон по соглашениям с производными финансовыми инструментами; создание механизмов защиты интересов участников рынка;

определение требований к участникам рынка производных, управление рисками операций с производными, учета этих инструментов и другое. С этой целью необходимо ускорить принятие Закона Украины «О срочных финансовых инструментах».

Рынок ипотечных ценных бумаг и инструментов секьюритизации финансовых активов в Украине практически не развит, хотя имеет значительный потенциал. В связи с этим необходимо ускорить рассмотрение законопроекта „Об ипотечных ценных бумагах” для  быстрейшего  ввода  системы  рефинансирования  ипотечных  кредиторов с использованием источников фондового рынка.

Также необходимо согласовать между собой законы, регулирующие ипотечные взаимоотношения, с целью избежания юридических коллизий и преград. В частности, внести изменения к закону „Об ипотеке” в той его части, которая фактически делает невозможной выдачу и обращение ипотечных залоговых.

Усовершенствование законодательной базы защиты прав инвесторов и снижения инвестиционного риска на финансовом рынке, что предусматривает:

  • усовершенствование корпоративного законодательства и внедрение принципов корпоративного управления;
  • повышение эффективности системы требований относительно раскрытия информации;
  • решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;
  • урегулирование вопросов защиты прав акционеров в процессах слияния и поглощения и при реорганизации компаний;
  • развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке;
  • перестройку и внедрение эффективно действующей системы рейтингирования субъектов экономической деятельности и инструментов долговых обязательств.

Формирование системы рейтингирования  в Украине должно осуществляться исключительно на рыночных основах.

Нецелесообразным в условиях неразвитости и монополизации рынка рейтинговых услуг является ввод обязательного рейтингирования регионов, отраслей и субъектов предпринимательской деятельности, а также фондовых инструментов.

Государственное регулирование деятельности по рейтингированию должна осуществляться только относительно производителей услуг данного вида и не иметь отношения к объектам рейтингирования (заказчикам рейтинга) и потребителям рейтингов (инвесторам и клиентам).

Мероприятия по регулированию деятельности рейтинговых агентств на данном этапе развития финансового рынка Украины должны иметь максимально ограниченный характер и сводиться к определению критериев, которым должны отвечать структуры, стремящиеся заниматься рейтинговой деятельностью, в первую очередь с точки зрения их технической возможности и квалификации персонала.

Повышение эффективности системы раскрытия информации должно происходить в следующих направлениях:

  • последующее усовершенствование законодательства, которое устанавливает правовое поле раскрытия информации;
  • улучшение механизмов контроля и наблюдения за выполнением требований из раскрытия информации, установление ответственности за нарушение таких требований;
  • использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации.

Нуждаются в четком урегулировании на законодательном уровне вопросы использования инсайдерской информации. В частности, предупреждение правонарушений, связанных с недобросовестным использованием такой информации. Должна быть установлена ответственность за нарушение в этой сфере.

В связи с распространением процессов слияния и поглощения на финансовом рынке действующее законодательство Украины должно быть дополнено нормами, которые регулируют эти вопросы, в частности, защита интересов акционеров при реорганизациях компаний.

С целью усовершенствования корпоративного управления необходимо законодательно урегулировать следующие вопросы:

  • защита прав миноритарных акционеров путем ввода кумулятивного голосования и выкупа акционерным обществом (АО) акций у акционеров в случае их несогласия с политикой АО;
  • повышение прозрачности деятельности АО, в частности раскрытие структуры собственности;
  • усовершенствование порядка проведения общих собраний акционеров, в частности, снижение кворума при их проведении;
  • повышение ответственности Наблюдательного Совета АО и распределение полномочий между Наблюдательным Советом и исполнительным органом АО в соответствии с нормами Европейского Союза;
  • ввести систему специализированных судов для решения споров в акционерных обществах.

Внедрение на финансовом рынке Украины системы компенсационных механизмов должно удовлетворять следующим международным нормам:

  • четкое определение правовых норм функционирования компенсационных институтов;
  • эффективный государственный контроль за деятельностью компенсационных фондов;
  • компенсационные механизмы распространяются лишь на клиентов лицензированных финансовых учреждений;
  • компенсации выплачиваются лишь в ограниченных случаях, таких как потеря инвестиционной компанией возможности выполнять свои обязательства перед третьими лицами и т.д.