Подписаться
На главную О нас Услуги Сферы Проекты Вакансии Аналитика Контакты

Судостроение в Украине: инвестиции и государство

Территориально Украина имеет очень выгодное положение. Одним из главных преимуществ украинского государства  является выход к Черному и Азовскому морям. Не вызывает сомнений, что в такой морской стране должно быть и развиваться судостроение.

Судостроение - весьма специфическая отрасль тяжелой промышленности. Аккумулируя в своей продукции достижения большого числа смежных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.), судостроение одновременно стимулирует развитие этих отраслей, достижение ими высокого научно-технического уровня. Создание одного рабочего места в судостроении влечет за собой появление 4-5 рабочих мест в смежных отраслях. Можно сказать, что, с одной стороны - судостроение является индикатором уровня развития экономики государства, с другой стороны - стимулирующим звеном экономического развития.

Во времена Советского Союза около 20% изделий судового машиностроения  и почти 10% навигационного, гидроакустического и радиолокационного оборудования, которое производилось в государстве, изготавливалось на украинских заводах. Распад СССР привел к тому, что большинство украинских предприятий не только перестали приносить прибыль, но и стали убыточными.

После длительного периода спада и закрытия многих судоверфей в украинском судостроении наблюдается процесс оживления  отрасли. Определяющие причины оживления - это перезагруженость основных производителей судов в Азии и мировой рост цен на металл. В сложившейся ситуации заказчики вынуждены были искать дополнительные мощности в других странах, и сегодня их взгляды направлены на Украину.

В Украине зарегистрировано 49 предприятий занимающихся различного рода судостроением: катера, баркасы, сухогрузы, танкера, газовозы. Из них можно выделить 11 наиболее крупных:

  1. ОАО «Судостроительный завод «Лиман» (Николаев)
  2. ГП « Судостроительный завод им. 61 коммунара» (Николаев)
  3. ОАО “Судостроительный завод “Океан” (Николаев)
  4. ОАО "Завод "Ленинская кузница". (Киев)
  5. ОАО "Севастопольский морской завод" (Севастополь)
  6. ОАО "Судостроительный завод "Залив" (Керчь)
  7. ОАО «Херсонский судостроительный завод» (Херсон)
  8. ПО  «Море» (Феодосия)
  9. ПО «Килийский судостроительно-судоремонтный завод» (Килия)
  10. ЗАО «Запорожский судостроительный завод» (Запорожье)
  11. АХК «Черноморский судостроительный завод»         

Следует  отметить отдельные судостроительные заводы, которые добились успеха в своей работе за короткий период. До 2005 года хороших успехов в судостроении и судоремонте добились ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», ОАО  «Завод «Ленинская Кузня», ОАО «Севастопольский морской завод», ОАО «Дамен Шипярдс Океан» и другие. В целом, по данным за 2005 год, судостроительные заводы Украины построили и передали заказчикам 27 судов и плавсредств общей стоимостью 117 млн. дол. США, что на 32% больше, чем в 2004 г. Общий показатель роста объема выпуска продукции  в судостроительной отрасли  в 2005 составил - 20,4%, когда в  2004 он  составлял - 15%, а в 2003 году - 10%.  Заслуга такого роста принадлежит именно крупным предприятиям.

По данным журнала «Fairplay Solution» Украина находится в списке десятка крупнейших судостроителей Европы.

Десятка крупнейших судостроительных стран Европы в 2005 году

  Страна  Сухогрузы Наливные Пассажиры  Другие Всего
к-во  рег. тонн К-во  рег. тонн К-во рег. тонн к-во  рег. тонн к-во рег. тонн
1.  Германия 108 2301364 6 120521 5 414500 4 4648 123 2841033
2.  Польша 79 2314130 6 218960 4 51777 33 76352 122 2661219
3.  Хорватия 28 626612 54 1790525     1 23061 83 2440198
4.  Италия 33 799490 17 152500 22 1076759 18 7598 90 2036347
5.  Дания  14 1386000         3 4050 17 1390050
6.  Румыния  45 842500 20 326308     33 79515 98 1248323
7.  Турция 29 165695 97 529360 1 450 23 15203 150 710708
8.  Финляндия  5 139300     3 474000 1 6900 9 620200
9.  Франция     3 243700 2 170000 5 8650 10 422350
10 Украина  25 252531 5 136242     7 23088 37 411861

Важную роль такого результата  сыграли инвестиции, без которых отрасль  не смогла бы  выйти из того положения, в котором находилась после распада СССР. Инвесторы получили возможности прибыльного инвестирования в перспективное производство.   В свою очередь судостроительным предприятиям это дало возможность развития и модернизации. Инвестиционные компании, разных стран, таких как Германия, Япония, Саудовская Аравия, Швеция, Голландия проявляют свой интерес  к сотрудничеству с Украиной в отрасли судостроения.

Особо привлекательной нишей для инвесторов является вложение средств в развитие заводов по строительству танкеров, газовозов (на сегодняшний день в мировом масштабе строительство этих судов предлагают лишь 20 компаний), а также малотоннажных судов. Производство малотоннажных судов всегда было привлекательным, так как им присуща высокая рентабельность строительства и эксплуатации. Эксплуатация этих судов не подвержена резким колебаниям спроса, мировой рынок непрерывно растет и весьма  далек от насыщения из-за постоянной необходимости использования этого вида судов.

Иностранных заказчиков уже много лет привлекает качество и надежность судов, построенных в Украине. Украинские  заводы используют передовые технологические процессы сборки корпусов судов и монтажа судового комплектующего оборудования, имеют стапели, сухие доки и глубоководные достроечные набережные, оснащенные крановым оборудованием высокой грузоподъемности. Особенно иностранные заказчики ценят сварочные работы на украинских верфях и окраску судов. Новые разработки украинских конструкторов, их интеллектуальный потенциал  позволяют производить суда мирового уровня и по конкурентным ценам, что в целом создает инвестиционную привлекательность судостроительной отрасли  украинского народного хозяйства.

К одному из удачных примеров инвестирования, в судостроительную отрасль, можно отнести ОАО «Херсонский судостроительный завод». Завод был создан в 1951 году, и занимался производством  танкеров, сухогрузов, ледоколов, многоцелевых судов, контейнеровозов, арктических снабженцев и т.д. Но в последние 10 лет  завод занимался только судоремонтными работами. Возрождение Херсонского судостроительного завода началось в 2004г. с приходом инвестора - компании «Евроресурс». На развитие производства акционером были выделены средства в размере около $5 млн. Кроме того, за короткий период времени были решены важнейшие стратегические и тактические задачи, что позволило значительно увеличить основные производственные и финансовые показатели. На сегодняшний день заключены два контракта с фирмой "Reserved Capital Enterprises Corp." на строительство корпусов паромных судов. Также рассматривается вопрос о заключении дополнительных контрактов на полнокомплектную достройку этих судов. За 2005 год объем производства этого предприятия увеличился в два раза, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Объем реализованной продукции увеличился в 1,4 раза, прибыль от реализованной товарной продукции - в 1,3 раза, чистая прибыль составила $0,6млн. Темп роста предприятия составил 208,9%.

В свою очередь продолжает развиваться деятельность николаевского судостроительного завода «Океан», который был приобретен компанией «Dutch Damen Shipyard Group» в 2001г. Покупка «Океана» до сих пор считается наиболее успешным примером приватизации и приходом иностранного инвестора на отечественное предприятие. За четыре года пребывания в частных руках, завод построил 21 корабль и загружен заказами до конца 2006г. В марте 2006г. на заводе произошла очередная закладка судна по заказу отечественной судоходной компании «Укрречфлот». Это универсальный сухогруз из серии судов, производимых в рамках сотрудничества «Укрречфлота» с судостроительным заводом, строительство которого будет вестись по новым технологическим процессам.

При инвестировании в судостроительную отрасль, инвестору следует рассудительно взвешивать все позитивные и негативные факторы в каждом отдельном случае.  Например,  при покупке 25% акций ОАО «Судостроительная верфь «Меридиан» компанией «Хелвик Инвестментс Лимитед» (Киев), перед Фондом государственного имущества были невыполнены инвестиционные  обязательства (довести объем производства продукции до уровня 55% производственной мощности предприятия). После чего этот пакет акций был возвращен в Фонд Госимущества Украины.

При всех положительных и негативных сдвигах в работе предприятий судостроения можно отметить:

  • Финансово-экономическое положение многих заводов сложное. Они испытывают острую нехватку собственных оборотных средств.
  • Существующая в Украине банковская система не соответствует потребностям функционирования судостроительной промышленности: высоки проценты за пользование кредитными ресурсами, короткий срок предоставления кредитов, нет заинтересованности украинских коммерческих банков во вложении значительных финансовых ресурсов в долгосрочное кредитование украинских судовладельцев и судостроителей.
  • Основной объем выпуска продукции (95%) , идет на экспорт.
  • Нет достаточной поддержки строительства судов из государственного бюджета.

Выйти из такой ситуации возможно только с помощью государственных программ и/или привлечению инвестиций, которые  помогали бы развитию отрасли. Судостроение – одна из отраслей, нуждающихся именно в государственной поддержке, отсутствие, которой, может привести к стагнации отрасли. Во многих странах мира, например в Южной Корее, Германии, судостроительные предприятия имеют серьезную государственную поддержку, вплоть до многомиллионных дотаций. Что помогает стимулировать производство. Анализируя ситуацию в Украине можно сказать, что эта система не развита,  государственная политика не проводится на таком уровне, как того требует данная отрасль. Делается много попыток, внедрения программ  государственной поддержки, но только единицы оказываются эффективными.

Позитивным примером для судостроения стал закон «О мерах государственной поддержки судостроительной промышленности в Украине». В соответствии с законом предприятия освобождены: от уплаты земельного налога на площади производственного назначения; от взимания ввозной таможенной пошлины и обложения налогом на добавленную стоимость операций, связанных с ввозом импортного комплектующего оборудования для строительства судов; от обложения налогом на добавленную стоимость проектно-конструкторских работ, выполняемых проектантами по заказу судостроительных заводов. Использование положений закона на протяжении 2000—2001 гг. позволило оставить в распоряжении предприятий судостроительной отрасли оборотные средства на общую сумму более 190 млн. гривен (около $36 млн.). Это обстоятельство значительно улучшило финансово-экономическое состояние предприятий, что помогло им развиваться в будущем и вызывать интерес, как у инвесторов, так и у заказчиков.

Украина имеет очень высокий потенциал развития судостроительной отрасли, но без государственной поддержки процесс замедлен. Инициативу берут на себя инвесторы, которые более качественно оценивают ситуацию и понимают, что является для них приоритетным. И в данной ситуации помощь государства могла бы эффективно сопутствовать достижению положительного результата и для инвестора, и, самое главное, для отрасли. В Украине необходимо создать благоприятные условия для защиты инвестиций и равноправной конкуренции для производителей.

Несмотря на медлительность государства, за последние годы ситуация в национальной судостроительной отрасли постепенно начинает изменяться к лучшему. Это обусловлено ситуацией на мировом рынке и созданием благоприятных условий для проведения приватизационных мероприятий как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. На данный момент среди предприятий, которые вызывают наибольший интерес  у инвесторов, являются Государственное предприятие «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и  АХК «Черноморский судостроительный завод». Благодаря инвестициям, у судостроительных предприятий появляется возможность развития и модернизации. В целом, состояние украинского судостроения  благоприятное для привлечения инвестиций, а динамика рынка сбыта такова, что на сегодняшний день он является ненасыщенным, хотя основные судоверфи находятся на этапе оживления и конкурентно способны на мировом рынке судостроения.