Тенденции инвестиционного климата Украины

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Украине остаётся вопросом стратегической важности, от реализации которого зависит социально-экономическая динамика, эффективность вовлечения в мировое разделение труда, возможность модернизации на этой основе национальной экономики.

Если рассмотреть объёмы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с 2007 по 2011 годы, то можно наблюдать тенденцию, при которой их объёмы из года в год увеличиваются (рис.1). Данная тенденция доказывает тот факт, что Украина является инвестиционно привлекательной на мировой арене.

Рис. 1. Динамика ПИИ в Украину в 2007 - 2011 гг. (по состоянию на начало года)

Источник: Государственный комитет статистики Украины

Как видно из данных рис. 1, объём ПИИ на 1 января 2012 г. составляет 49362,3 млн. дол. США, что на 10,2 % больше объёма инвестиций на начало 2011 г. и в расчёте на 1 человека составляет 1084,3 дол. США. Такого результата удалось достигнуть, главным образом, за счёт макроэкономической и политической стабилизации в стране. Следует отметить, что  достижение данной цели стало возможным даже в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и падения рейтингов.

Инвестиции в Украину поступили из 128 стран мира, среди которых можно выделить 10-ку основных стран-инвесторов, на которые приходится более 83 % общего объёма ПИИ (рис. 2).

Рис. 2. Прямые иностранные инвестиции в Украину по состоянию на 01.01.2012 (в % к итогу)

Источник: Государственный комитет статистики Украины

На протяжении 2010 – 2011 гг. В Украине было принято ряд нормативно-правовых актов, которые положительно повиляли на инвестиционный климат Украины. Благодаря значительным усилиям в формировании соответствующих организационно-экономических и правовых основ укрепления инвестиционного климата, международными экспертами отмечается улучшение инвестиционной привлекательности Украины. Так, по результатам ежегодного рейтингового исследования Международной финансовой корпорации, группа Мирового банка «Ведение бизнеса 2012» Украина хотя и ухудшила свои позиции с 149 на 152 место, но в то же время произошло повышение рейтинга по таким категориям: «открытие бизнеса», «получение разрешений на строительство» и «преодоление неплатежеспособности» (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг Doing Business как показатель благоприятствования инвестиционному климату

Рейтинги по категориям

2012

2011

Изменение рейтинга

Открытие бизнеса

112

118

+ 6

Процедуры (количество)

9

10

- 1

Время (дни)

24

27

- 3

Стоимость (% от дохода на душу населения)

4,4

6,1

- 1,7

Минимальный капитал (% от дохода на душу населения)

1,8

2,2

-  0,4

Получение разрешений на строительство

180

182

+ 2

Процедуры (количество)

21

21

Без изменений

Время (дни)

375

375

Без изменений

Стоимость (% от дохода на душу населения)

1462,1

1731,4

- 269,3

Преодоление неплатежеспособности

156

158

+ 2

Срок (лет)

2,9

2,9

Без изменений

Затраты (% стоимости собственности)

42

42

Без изменений

Норма возмещения (центов на 1 дол. США)

8,9

7,9

+1

Источник: The International Bank for Reconstruction and Development: Doing Business 2012

Как видно из данных табл. 1, в течение 2011 года устранено ряд административных барьеров ведения бизнеса. Так в сравнении с предыдущим годом произошли такие положительные изменения, как: сокращено количество процедур, время, стоимость и минимальный объём капитала для открытия бизнеса. Кроме того, снизилась стоимость на получение разрешений на строительство, а также увеличилась норма возмещения в случае неплатежеспособности бизнеса.

На данный момент в Украине создано развитое правовое поле для инвестирования. Законодательство Украины предусматривает необходимые гарантии деятельности для инвесторов. На территориии Украины к иностранным инвесторам применяется национальный режим инвестиционной деятельности, тоесть предоставлены равные условия деятельности с отечественными инвесторами. Иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возврат его инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты пошлины, а также доходов от инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также гарантирует беспрепятственный и немедленный перевод за границу прибыли и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях вследствии осуществления иностранного инвестирования.

Для повышения защиты иностранных инвесторов Законом Украины от 16.032000 № 1547 ратифицирована Вашингтонская Конвенция 1965 года про порядок разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными гражданами.

Подписано и ратифицировано Верховным Советом Украины межправительственные соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций с более чем 70 странами мира.

Для содействия иностранным инвесторам в вопросах взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления создано Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины.

В течение 2010 – 2011 гг. было введено ряд законодательных актов, которые содействуют улучшению инвестиционного климата в Украине (табл. 2)

Таблица 2

Основные законодательные акты, которые положительно влияют на инвестиционный климат (введённые в течение 2010 и 2011 гг.)

Название документа

Ключевые положения

Административные барьеры

Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно кредитования и стимулирования иностранных инвестиций” от 27.04.2010 № 2155

 Снято обязательство регистрации иностранных инвестиций и необходимость регистрации инвестиций по двум разным процедурам.

Закон Украины № 2623 “О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу “единого окна” (вступает в силу с 1 января 2012 г.)

Этот Закон определяет правовые и организационные основы отношений, связанных с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов по принципу «единого окна».

Закон Украины № 2404-VI от 01.07.2010 “О государственно-частном партнёрстве”

Определяет правовые, экономические и организационные основы реализации государственно-частного партнёрства в Украине, в частности для регулирования отношений, которые возникают при реализации проектов в отдельных сферах экономической деятельности.

Закон Украины № 2880-VI от 23.12.2010 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гарантирования прав концессионеров”

Законом вносятся изменения в Земельный кодекс Украины и в Закон Украины «О концессиях» с целью усиления государственных гарантий прав концессионеров, что должно создать благоприятные условия для объединения интересов государства и бизнеса при заключении и выполнении договоров концессии.

Налоговое окружение

Налоговый кодекс от 2 декабря 2010 г.

Налоговый кодекс содержит ряд новаций, которые касаются инвестиционной деятельности, в частности: стимулирование перехода Украины на инновационную модель развития; временное освобождение от налогообложения прибыли производителей биотоплива; сроком на 10 лет с 1 января 2011г. освобождается от налогообложения прибыль полученная от предоставления гостиничных услуг, создаются предпосылки инвестиционной привлекательности страны путём уменьшения ставки налога на добавленную стоимость до 17 % и др.

Разрешительная система

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности на основании предоставления декларации» от 07.07.2010 № 2451-VI.

Согласно этому Закону субъект хозяйствования обретает право на осуществление некоторых действий относительно осуществления хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путём уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства (далее – декларативный принцип).

Лицензирование

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения государственного регулирования хозяйственной деятельности» от 19.10.2010 № 2608-VI,

Отменено лицензирование 23 из 66 видов деятельности, проведение  которых не связано с угрозой безопасности государства, жизни и здоровья людей, ухудшением состояния окружающей среды, а также относительно которых существуют другие способы государственного регулирования (государственные стандарты, строительные нормы и правила, технические условия, международные стандарты качества и т. д.)

Источник: Официальный сайт  Министерства иностранных дел Украины

Как видно из данных тал. 2, в течение исследуемого периода введено немало нормативно-правовых документов с целью оживления инвестиционной деятельности и попытки улучшить инвестиционный климат в стране, а также устранено ряд административных преград, что значительно улучшает условия ведения бизнеса в Украине.

Важным фактором повышения инвестиционной активности должна стать реализация проектов по подготовке проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу Евро-2012, наибольшие объёмы финансирования которых придутся  именно на 2011 – 2012 гг.

 Вопросы относительно содействия инвестициям нашли свое отражение в Программе экономических реформ на 2010 – 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В частности, в рамках программы реформ будут осуществляться конкретные мероприятия по улучшению бизнес климата, а именно: усовершенствование разрешительной системы, лицензирования, административных услуг, учреждения и ликвидации бизнеса, государственного наблюдения и контроля, технического регулирования, формирования таможенных процедур.

6 апреля 2011 года правительством было рассмотрено и принято Инвестиционную реформу Украины. Общей и основной целью этой реформы является активное привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Украины, формирование положительного инвестиционного имиджа Украины в мире, а также позиционирование Украины как финансового, политического и бизнес центра в Восточной Европе. Структура инвестиционной реформы предусматривает 5 ключевых блоков (рис. 3):

Рис. 3. Концепция Инвестиционной реформы в Украине

Источник: Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины: Рабочая группа «Национальные проекты»

Как видно из данных рис. 3, благодаря конкретным инструментам, изложенным в Инвестиционной реформе, планируется радикальное увеличение объёма привлечённого капитала в национальной экономике, реализация стратегически важных направлений развития экономики; создание институциональных условий для технологической модернизации и инноваций, введение новых принципов государственного управления, модернизация механизма управления бюджетными средствами развития; создание эффективного механизма для разработки инвестиционных предложений (проектов); осуществление комплексного планирования развития регионов на основе инвестиционных планов.

К сожалению, много инвесторов даже не догадываются о том, что Украина, которая обладает значительным внутренним рынком, разветвлёнными ресурсами, а также выгодным геополитическим расположением, может стать одним из ведущих реципиентов инвестиций для всех тех деловых и энергичных людей, которые ищут новые рынки для вложения своих бизнес идей, инициатив и предприимчивости.