Тенденции в гостиничном бизнесе Украины

Отельный бизнес остается одним из наиболее неразвитых секторов рынка недвижимости Украины. Инфраструктура гостиничного рынка не удовлетворяет спрос на гостиничные услуги ни по количеству, ни по качеству. Большая часть гостиниц, построенные 30-40 лет назад и с тех пор не модернизировались, и не соответствуют международным стандартам. Несмотря на это, по данным Государственного комитета статистики Украины, объем реализованных услуг за январь-декабрь 2007 года вырос на 24% и составил 2016,4 млн. грн.,  (за 2006г обьем услуг – 1521,1 млн. грн.), а рынок новых качественных гостиничных проектов начал формироваться в начале 2000-х годов.

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

Ежегодное увеличение  потока иностранных туристов является одним из факторов развития индустрии гостеприимства. Только за 9 месяцев 2007 г. Украину посетило 17,9 млн. туристов, что на  24 % или почти на 3,4 млн. чел. больше чем за аналогичный период 2006 г. За прогнозами, только лишь в Киеве внутренний туризм сможет увеличиться в 6 раз  до 2010 года.

                                                                                                                               Структура въездного  турпотока за мотивацией
Служебная поездка 687,8 тис. чел. 4 % потока Уменьшение на14 % или на 114,3 тис. чел.
Организованный т-м 1 342,0 тис. чел. 8% потока Увеличение на 24 % или на 262,4 тис. чел.
Частный туризм 15 822,8 тис. чел. 88 % потока Увеличение на 26 % или на 3,2 млн. чел.

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

Увеличение объема въездного потока за 9 месяцев 2007 года произошло за счет увеличения числа поездок с частной и организованной целью  (соответственно на 26 % та 24 % с предыдущим годом).

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

По состоянию на 1 января 2007 года в Украине зарегистрировано 1269 гостиниц на 53 тысячи номеров, а также 3160 санаторно-курортных заведений. В сравнении - в 2000 году было зарегистрировано всего 1308 предприятий гостиничного типа. (Разные данные) Уровень пятизвездочных отелей имеют только 7 из них, а четырехзвездочных – 39.

Положительную тенденцию увеличения количества гостиниц можно наблюдать с 2004 года, когда украинская экономика демонстрировала высокие темпы роста. Это в первую очередь связано  со сменой власти в Украине, произошедшая в результате Оранжевой революции, которая повысила интерес инвесторов к Украине и связанная с этим радикальная переориентация внутреннего и внешнеполитического курса страны. Также еще одной причиной послужило проведение 50-ого по счету конкурса "Евровидения".

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

По данным Государственного комитета статистики, в 2007 году введено в эксплуатацию 3797 мест в предприятиях гостиничного типа, что на 1752 места больше чем в 2006 году.

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

Больше половины общего количества мест в отелях введено в регионах: Львовской, Одесской, Закарпатской, Сумской областей и Автономной Республике Крым.

Количество мест в предприятиях гостиничного типа введенных в эксплуатацию в 2007 году

Регион Количество мест За счет государственного бюджета Количество единиц введенных в эксплуатацию
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ 341 0 3
ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ 16 0 0
ЗАКАРПАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 77 0 4
ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 65 0 1
ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 16 0 0
КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ 85 0 0
КИРОВОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 11 0 1
ЛЬВОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 163 0 2
НИКОЛАЕВСЬКАЯ ОБЛАСТЬ 36 0 0
СУМСКАЯ ОБЛАСТЬ 400 0 1
ТЕРНОПОЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 191 0 1
ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 48 0 1
ХЕРСОНСЬКА ОБЛАСТЬ 43 0 1
ХМЕЛЬНИЦКАЯ ОБЛАСТЬ 14 0 0
ЧЕРНОВЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ 64 0 3
Г.КИЇВ 60 0 0
Г.СЕВАСТОПОЛЬ 99 0 3

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

 Количество мотелей 

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ 30 0 1
ЗАКАРПАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 50 0 1
ЛЬВІВСЬКА ОБЛАСТЬ 18 0 1

Источник: Государственный комитет статистики Украины.

Количество пансионатов

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ 128 0 4
ЗАКАРПАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 58 0 1
ОДЕСКАЯ ОБЛАСТЬ 60 0 0
ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТЬ 18 0 1

 Источник: Государственный комитет статистики Украины.

Интерес к развитию гостиничного бизнеса со стороны иностранных инвесторов объясняется низкой конкуренцией на украинском рынке. Гостиницы – это объект коммерческой недвижимости, имеющий в перспективе более высокую ставку капитализации, доходы от эксплуатации гостиниц могут в несколько раз превосходить аналогичные показатели по другим секторам коммерческой недвижимости, комплексный характер гостиничных услуг и широкий диапазон сопутствующих бизнесов позволяют гибко управлять доходами.

Инвестиции в основной капитал в деятельность отелей

за январь-сентябрь 2005, 2007 года

Год                                                                                                        Освоено (использовано) инвестиций в основной капитал
в фактических ценах, тыс. грн.                                                                                              в % к
январю-сентябрю прошлого года общему объему инвестиций на Украину
2007 523026 142 0,5
2005 230376 51,5 0,4

 Источник: Государственный комитет статистики Украины.

Украина находится на четвертом месте в мире по инвестпривлекательности рынков ритейла. Таковы данные исследования международной консалтинговой компании "A.T. Kearney". Почти 95% иностранных инвестиций в недвижимость поступают в коммерческий сектор. На Украине гостиничная недвижимость стоит на втором месте по инвестиционной привлекательности после офисной и торговой.

Интерес к развитию гостиничного бизнеса со стороны иностранных инвесторов объясняется низкой конкуренцией на украинском рынке. Предложения на рынке гостиничной недвижимости Украины составляет менее 5% в год, спрос – до 20% в год. Рентабельность 4 и 5-звездочных отелей превышает 40%. В среднем, загруженность дорогих киевских гостиниц составляет 60-70%. Низкие темпы строительства новых гостиниц позволили хотельерам завышать цены (на 30−50% по сравнению с западноевропейскими столицами). На начало 2007 года стоимость проживания в столичных гостиницах составляла: в пятизвездочных - 300-800 долл. в сутки, в четырехзвездочных - 120-400 долл., в трехзвездочных - 50-220 долл., в двухзвездочных - 40-100 долл., в однозвездочных - 25-100 долл. в сутки. Эти цифры превышает среднюю стоимость проживания в отелях Праги, Будапешта, Варшавы и даже Мюнхена в несколько раз.

Наибольшим потенциалом гостиничный сегмент обладает именно в Киеве. На сегодняшний день в столице насчитывается 177 гостиниц, из которых сертифицировано только 50 (однако даже в сертифицированных гостиницах часто количество звезд не соответствует реальному уровню предоставляемых услуг). В сравнении, количество отелей в Париже – 1,5 тыс., в Лондоне – 1,7 тыс. Количество гостиничных мест на 1 тыс. населения в Киеве составляет – 6, в Москве - 9, Париже - 38, а в среднем по Европе 14-18.   На стадии реализации в Киеве находятся 35 проектов строительства объектов гостиничного хозяйства, срок введения которых в эксплуатацию — 2008–2011 гг. Среди них: 6 — пятизвездочных гостиниц, 10 — четирехзвездочных, 17 гостиниц категории «две» и «три звезды». Однако, другие города-миллионники и украинские рекреационные территории – Крым и Карпаты имеют не меньшую инвестиционную привлекательность.

Динамику развития гостиничного сектора можно оценить как положительную. Однако так было не всегда. Д. Бланчард (Darren Blanchard), консультант по вопросам гостиничного хозяйства Украины, зафиксировал свыше 20 провалов гостиничных  проектов за 15 лет, в основном - международных брендов (Hilton, Sheraton, InterContinental, Kempinski). Причинами их нереализованности стали бюрократия и коррупция.

Одной из основных тенденций развития гостиничного рынка в Украине является активизация интереса к нашей стране со стороны международных операторов, которые активно ищут украинских партнеров, заинтересованных в реализации гостиничных проектов. 

На сегодняшний день  на украинском рынке гостеприимства представлено три международных оператора Global Hyatt Corporation (в июле 2007 года была открыта гостиница Hyatt Regency “Святая София Киев” категории пяти звезд), Rezidor Hotel Group (2005 – Radisson SAS Hotel Kyiv категории четыре звезды), Rixos Hotel (2005 – Rixos Hotel Prikarpatye категории пяти звезд).

На Украине представлена одна национальная управляющая компания Premier International,  которая представляет гостиничную сеть — Premier Hotels. В 2003 году сеть Premier Hotels объединяла всего лишь две гостиницы, а на сегодняшний день –  7 гостиниц в 6 городах Украины.

В 2005 году  о вхождении на гостиничный рынок Украины обьявили:  Hilton Hotels Corporation, InterContinental Hotels & Resorts, Marriott International, Kempinski Hotels&Resorts и  Accor Group. В 2007 году число желающих увеличилось: InterContinental Hotels & Resorts, Hilton Hotels Corporation, Starwood Hotels & Resorts , Marriott International,  Accor Group ,  InterContinental Hotels & Resorts, Magic Life,  Kempinski Hotels&Resorts, Continent Hotels & Resort, Choice Hotel International, Wyndham Worldwide  и др.

Rezidor Hotel Group, Global Hyatt Corporation,  Rixos Hotels рассматривают предложение об управлении еще несколькими гостиницами на Украине.

Российская компания "Интурист" также намерена активно развиваться на Украине. Она рассчитывает за год войти в тройку крупнейших операторов республики, завоевав 3-5%

(около $800 млн.) рынка туристических услуг за счет покупки одной из локальных туркомпаний и гостиниц в Киеве и Крыму.

В 2008 году на создание украинского туристического имиджа запланировано выделить 9 млн. гривен ($1,8 млн.) Эти деньги будут направлены на съемку рекламного фильма "Украина приглашает", а также на участие в 12 международных туристических выставках в Чикаго, Токио, Москве, Тель-Авиве, Милане, Мадриде, Вене и других городах. Цель данной кампании - увеличить въездной поток туристов в страну.

Факторы, которые стали причиной увеличения динамики развития гостиничного  бизнеса на Украине:

  • стабилизация украинской экономики (ВВП за одиннадцать месяцев 2007 года увеличился на 7,3% и составил $142 млрд. грн. В 2006 году рост ВВП был на уровне 6,7%.)
  • положительные изменение во внешней политике;
  • улучшение инвестиционного климата внутри Украины;
  • увеличение объема турпотоков и рост туристической привлекательности Украины;
  • приближением границ ЕС к границам Украины и постепенная интеграция государства в  европейское и мировое сообщество;
  • постепенный рост бизнес-активности внутри страны;
  • неспособность существующих гостиниц удовлетворить существующий спрос;
  • увеличение спроса на апартаменты мирового уровня;
  • увеличение капитала инвестиционных компаний

Безусловно, гостиничный рынок Украины находится на этапе раскрытия потенциала и возможности для развития индустрии гостеприимства. Отечественный  бизнес гостеприимства может стать одной из наиболее прибыльных сфер народнохозяйственного комплекса Украины, однако это возможно только при условии соответствующих инвестиций в отрасль.