Трудности и риски гостиничного бизнеса в Украине

Одной из наиболее привлекательных в инвестиционном плане отраслей в Украине по праву можно назвать гостиничную отрасль. Пережившая острый кризис в 90-х годах, вызванный структурными, политическими и экономическими изменениями в экономике страны, эта сфера сегодня характеризуется высокой степенью инвестиционной привлекательности. И это не удивительно – ситуация, сложившаяся на рынке гостиничного бизнеса радует глаз потенциальных инвесторов: при неугасаемом увеличении спроса наблюдается явный дефицит предложения. Действительно, ежегодно количество туристов увеличивается на 15-20%, это связано с более открытой позицией Украины на мировой арене и акцентировании внимания к европейской принадлежности. Степень востребованности гостиниц – невиданная, заполненность киевской четырехзвездочной гостиницы Radisson SAS, построенной осенью 2005 года, в первые недели после открытия превзошла все ожидания — 82%. Однако, если говорить об общем уровне загруженности гостиничного сектора, то он относительно невысок: по Украине – 31%, в Киеве – 56%. Такие противоречивые данные дают повод предположить, что сектор гостиничного бизнеса в Украине далеко не прозрачен и требует тщательного рассмотрения и анализа.

Прежде всего, следует обозначить специфические стороны и особенности гостиничного сектора как такового. Гостиничный сектор – это в первую очередь сектор, целиком и полностью ориентированный на потребителя и напрямую зависящий от состояния туристической отрасли и деловой активности в стране. Гостиничный бизнес и туризм находятся в причудливом взаимодействии, которое проявляется в том, что развитие одного приводит к развитию другого и от него же и зависит. Количество проживающих в гостинице непосредственно определяется объемами внутреннего и внешнего туризма, в то же время туристические компании, развивая свою деятельность, ориентируются, прежде всего, на состояние гостиничного сектора. Учитывая возрастающую инвестиционную привлекательность экономики Украины, с каждым годом увеличиваются объёмы делового туризма.

Помимо этого, ярко выраженная зависимость гостиничного сектора от человеческого фактора влечет за собой его повышенную чувствительность к общественному мнению и репутации. Всего один случай некачественного сервиса может привести к потере клиентов. Именно поэтому крупные гостиничные империи одной из важнейших целей ставят строгий контроль за соблюдением высоких стандартов качества, соответствующих их имени. В подтверждение этого можно вспомнить события, сопровождавшие проект постройки четырехзвездочного отеля «Одесса» в г. Одесса, когда некачественно проведенные строительные работы стали причиной выхода из проекта всемирно известного оператора Kempinski.

И без того специфический рынок гостиничных услуг в отечественных условиях приобретает совершенно неожиданные качества. По данным Государственной службы туризма и курортов в Украине насчитывается сегодня пять пятизвездочных гостиниц. Всего в стране сертифицировано 1064 гостиниц. Как сообщают пресс-служба Государственной службы туризма и курортов, сегодня в Украине насчитывается 5 пятизвездочных гостиниц, 29 четырехзвездочных, 74 трехзвездочных, 43 двухзвездочных и 41однозвездочная. Сейчас 2 пятизвездочные гостиницы находятся в Днепропетровске, по одной в Киеве, Донецке и Одессе. Из четырехзвездочных гостиниц 9 находится в Одесской области, 6 - в Киеве, по 4 - в Днепропетровской и Львовской областях, 3 - в Крыму, по одной - в Донецкой, Закарпатской и Полтавской областях. Ситуация, сложившаяся в этом секторе, привела акул отечественного гостиничного бизнеса к парадоксальным решениям – вместо того, чтобы проводить мероприятия по реконструкции помещений и повышению квалификации персонала, они делают очередной косметический ремонт и повышают цены. В результате изумленный турист оплачивает европейского уровня стоимость номера, в классификации не претендующего ни на одну из звезд.

Сегодня только две гостиницы в столице, принадлежащие к категории четыре-пять звезд, номер в которых стоит больше 250 долларов в сутки, соответствуют западным стандартам. Кроме гостиницы Radisson SAS, представленной международным оператором, за последние два года были построены тринадцать новых небольших отелей бизнес-класса, в том числе один трехзвездочный и шесть двухзвездочных. При этом количество туристов и, приезжающих в нашу страну, ежегодно увеличивается, поэтому дефицит номеров эконом-класса тоже будет расти. Низкие темпы строительства новых гостиниц позволили завышать цены (на 30−50% по сравнению с западноевропейскими столицами). Однако состояние номеров и особенно качество сервиса во многих из них ниже общепринятых международных стандартов. Чтобы оправдать высокие цены за номера, владельцы отелей используют стандартный для развивающихся стран прием — завышение классности. Сами владельцы гостиниц утверждают, что цены зависят от соотношения спроса и предложения. Поэтому при сохраняющемся в Киеве дефиците гостиниц всех категорий, цены экономически обоснованы, тем более что рынок пока их принимает, а жесткой конкуренции нет ни в одном из сегментов этого бизнеса. Поэтому перспективу развития отели видят не в повышении качества услуг, а дальнейшем повышении цен. Чтобы доставить себе удовольствие полюбоваться голубым Дунаем из окна пятизвездочного отеля Hilton в Будапеште, достаточно выложить $300 за ночь. Если номер бронировать заранее, выйдет и того дешевле. Единственный киевский «пятизвездочник» вряд ли может гарантировать постояльцам такой же удивительный пейзаж из окна. Но вот пребывание в нем в сутки обойдется на порядок дороже — в $400–450.

Проблема некачественного сервиса достаточно часто встречается в украинском гостиничном секторе и своему существованию во многом обязана устойчивости навыков старой советской и отсутствию новой европейской школы ведения гостиничного бизнеса как таковой. Поэтому главным верным решением инвестора будет вкладывать инвестиции не только в финансовой форме, но и в форме стандартов сервиса и правил обучения персонала. Наиболее располагающая стратегия развития гостиничного сектора, в такой ситуации – франчайзинг, она предполагает использование международно известного бренда и устоявшихся представлений об известной компании. Такое решение не будет ошибочным, поскольку существует ряд преимуществ: обучение персонала, формирование стиля, корпоративных правил, квалифицированного менеджмента и развитие по международным стандартам, а также привлечение дополнительного количества  постояльцев под известный бренд, так как в  большинстве гостиниц существуют проблемы с менеджерами высшего звена. Работники такого уровня в гостиничном бизнесе, не имеют права на ошибочное действие, поскольку элементарная некомпетентность менеджмента, может привести к непредсказуемым последствиям.

Выбирая плацдарм для гостиничного бизнеса, необходимо проводить исследование рынка в этой сфере, что зачастую не делается из-за экономии средств или не понимания необходимости в этом. К примеру, столичный гостиничный рынок характеризуется большой насыщенностью, однако и потенциальный рынок потребителя там значительно шире. По мнению специалистов, для удовлетворения спроса в Киеве необходимо построить минимум сорок гостиниц разного класса. Появление шести пятизвездочных отелей способно удовлетворить спрос на гостиницы люкс-класса. Тогда как потребность в гостиничных номерах бизнес-класса гораздо выше: рынок способен принять более двадцати трех - и четырехзвездочных отелей. То же можно сказать и про туристические центры Украины - Одесса и Ялта за счет своей туристической привлекательности могут обеспечить заполненность гостиниц высокого класса. Что касается регионов, то рынок там также характеризуется ненасыщенностью, однако строительство пяти- или четырехзвездочных отелей вряд ли будет рациональным. Наиболее адекватным вариантом может выступать трехзвездочный отель, поскольку потребитель гостиничных услуг на региональном уровне в основном определяется направлениями внутреннего туризма, которые не предусматривает высоких затрат на проживание.

Все перечисленные трудности хотя и специфичны, но, в общем, преодолимы с применением международных стандартов развития бизнеса, проведением маркетинговых исследований, бизнес планирования и инвестиционной дальновидности, поскольку на любую национальную особенность можно на основе анализа ответить адекватным продуманным действием. К сожалению, к решению этих проблем инвестор сможет приступить лишь в том случае, если преодолеет самое главное препятствие. А поджидает оно в самом начале проекта и заключается в основном во взаимодействии с государственными структурами. Первые сложности подстерегают инвестора уже на этапе выбора земельного участка. Земельный вопрос до конца не урегулирован в Украине, первые десять лет процессы приватизации не сопровождались продажей земли, что вызвало неоднозначную ситуацию в законодательном плане и сегодня иностранный инвестор не может быть уверен, что выбранный им земельный участок будет принадлежать ему. Альтернативой в таком случае может выступать покупка и  реконструкция уже существующих зданий, однако необходимо учитывать, что для ремонта гостиниц более 60% материалов и оборудования ввозится из-за границы. Из-за высоких таможенных сборов материалы стоят на 40% дороже, чем в среднем в Европе. Кроме того, в большинстве проектов к реконструкции гостиниц выдвигается требование о сохранении фасада здания, что увеличивает стоимость работ еще  примерно на 25%.

Разрешение земельного вопроса открывает бесконечные возможности для новых трудностей, связанных с организацией гостиничного бизнеса в Украине. По словам партнера компании PriceWaterhouseCoopers Хорхе Интриаго, «если инвестор приходит в эту страну с целью купить участок земли с тем, чтобы построить гостиницу, количество разрешений, количество утверждений, которые необходимо получить, просто бесконечно». И этим все сказано. Пучина бюрократии легко может поглотить любой перспективный проект вообще, а в гостиничном секторе – тем более. Деятельность, связанная с предоставлением подобных услуг повлечет за собой множество контактов с организациями, контролирующими условия ведения гостиничного бизнеса (санэпидемстанция, пожарная охрана и т.п.). Усложняет процесс то, что предоставить полный список всех необходимых справок и разрешений в принципе невозможно, они возникают в процессе заглаживания административных вопросов. Ускорить процесс помогут важные знакомства и небольшое содействие росту коррупции в стране. Это также своеобразная специфика украинской экономики – в сферах, регулируемых рыночными механизмами можно подобрать адекватное решение, основываясь на закономерностях рынка, в сферах, регулируемых административными методами, вообще тяжело найти какие-либо закономерности. Урегулировав все «бумажные» вопросы и начав строительство или реконструкцию гостиницы, инвестор может столкнуться с неожиданной проблемой - в большинстве городов Украины отсутствует генеральный план застройки и приэтом темпы строительства увеличиваются. Поэтому существует риск изменения окружающей отель инфраструктуры и строений, что может изменить привлекательность отеля или вызвать дополнительные расходы для избежания этого. Чтобы уменьшить данный риск, необходимо либо строить в городе, имеющем генеральный план застройки, либо тщательно планировать место постройки гостиницы и учитывать возможность-невозможность изменения окружающих строений и инфраструктуры. Следует также учесть неустойчивость украинского законодательства - в связи с масштабным развитием гостиничной отрасли Украины в нем происходят изменения. Поэтому при планировании инвестиционного проекта следует учитывать и законодательные инициативы, находящиеся на рассмотрении.

Впрочем, эти проблемы вполне разрешимы, необходимо только тщательнейшим образом изучить будущую сферу бизнеса и грамотно продумать каждый шаг. Не исключено, что для этого потребуется помощь отечественных консалтинговых компаний, знакомых со спецификой национального бизнеса. Очевидно, что для иностранного инвестора украинский сектор гостиничных услуг представляет собой непонятную и неадекватную систему взаимоотношений бизнеса, государства и потребителя. Однако, все проблемы разрешимы, а преграды – преодолимы, нужно только найти правильное решение, ведь «только тот дорогу пройдет, кто по дороге пойдет». Кроме того, медленно, но необратимо украинские рынки приближаются по стандартам к европейским, а значит со временем специфика отечественной гостиничной сферы перестанет быть такой острой и иностранные операторы беспрепятственно смогут радовать туристов всего мира качеством обслуживания в украинских отелях. Инвесторы, которые не остановятся перед трудностями вхождения в гостиничный бизнес Украины, получат награду в виде высоких прибылей, щедро предоставляемых сегодняшним ненасыщенным рынком гостиничных услуг.